Муха в янтаре
alena_73 — 28.05.2024Вчера мне попалась новость про то, что книжку Григория Остера «Вредные советы» запрещают в Красноярске.
Сначала это промелькнуло в телеге, потом у одной истеричной
ЖЖ-блоггерши, которая судя по нервному тону с трудом
сдерживалась, чтобы не сообщить всему миру об очередных пытках и
гулагах, и я, если честно, мало обратила на это внимание.
Но потом эта новость попалась еще и еще раз, народ активно
обсуждает и комментирует, для кого-то это трагедия, для кого-то
комедия кто-то ищет аргументы и оправдания.
Нет, лично я ничего не ищу. У меня глаз зацепился только за одну фразу:
В 2022 году Остер эмигрировал в Латвию, где заявил, что «дети должны быть непослушными», а пояснил это тем, что «из послушных получаются такие же взрослые», которые потом «послушно стали участвовать в войне».
В общем-то обычно после такого я говорю себе: «умерла так умерла» и продолжаю жить дальше. Но уже без Григория Остера.
Сразу перед тем, что я напишу дальше, я хочу предупредить: это – моя личная особенность психики. Не единственно верная. Не догма. Не навязывание этого мнения всем окружающим. Это. Моя. Особенность. И я пишу это вовсе не для того, чтобы кто-то кинулся меня поддерживать или переубеждать, что я «де, неправа». Очень может быть, что неправа, но так есть и так будет. Извините.
Вот не так давно попался (Женя выудила) пост Елены Михалковой, очень такой… показательный в плане того, что я тут пытаюсь изобразить.
Нет, для меня Елены Михалковой «не стало» еще в марте 2022 года, когда она четко обозначила свою позицию по поводу СВО. Довольно ярко и четко обозначила. Ну и на этом все. Да, блог у нее милый и уютный, кот Матвей, собака Патрик, холеное чувство юмора, книги интересные, герои живые, но… я не могу, хоть убейте. Как блок стоит.
А потом вдруг этот пост, который Женя вытряхнула передо мной. С вполне конкретным вопросом, который госпожа Михалкова адресует читателям: «как же быть с полюбившимися читателю и писателю героями и чувством времени?», потому что всего вот этого: ковид и того, что случилось после, то-название-чего-приличные-люди-никогда-не-произносят-вслух, на страницах романа «никогда не будет». И дальше на десяти страницах комментарии от благодарных читателей.
И я в принципе даже порадовалась тогда, что поставила точку в истории Сергея Бабкина и Макара Илюшина два года назад. Потому что герои, впавшие в летаргический сон и колыхающиеся где-то в безвременье, для меня неинтересны. Да, когда-то они были живыми, даже не так, они жили среди нас, ходили по улицам, смешиваясь с толпой – а согласитесь, далеко не каждому писателю такое удается, Елене Михалковой вот удавалось, - они были неотъемлемой частью времени, и вдруг… вот это поворот, как говорит герой одного дурацкого мультика.
И да, даже если в книжном магазине моя рука вдруг ненароком потянется к новой книге этой писательницы, и даже если я возьму ее в руки, то поверчу и верну обратно. Потому что для меня – это уже как муха в янтаре. Красивое, но неживое.
И самое парадоксальное во всем этом вовсе не то, что какой-то там отдельный читатель (кто вообще тебя слушает и кому нужно твое ценное мнение) отказывается читать и забывает некогда любимых героев. Нет. Парадоксальное не это. Парадоксальное именно то, что автор, не желая принять время, не соглашаясь с ним, отрицая его, отрицает в первую очередь себя. Выходит в небытие, как самоубийца в окно.
Время законсервировать нельзя. В нем надо жить.
… а что касается Григория Остера. Ну… мне его стихи никогда особо не нравились. Так что… тут все даже легче. Ну и да… умерла, так умерла.
|
</> |