Мрачные пророчества Великого Новгорода
lenarudenko — 24.10.2014 В средние века Новгород был городом-республикой (как Гамбург, Ревель), но в конце 15 века Новгород захватил Московский князь Иван III (дед Ивана Грозного). Не хотел вольный самоуправный город покориться князю, поэтому, как гласит легенда, пришлось Ивану продать душу Дьяволу.Я гуляю "по боевому ходу кремля", представляю в мыслях события давно минувших лет
Накануне захвата города новгородские летописцы отмечают недобрые предзнаменования, грозящие бедой. Приглашаю прогуляться по кремлю и погрузиться в атмосферу древних историй.
Вид с башни Кокуй (Кукуй) - такой пейзаж изображен на старой банкноте в пять рублей (1997 года)
А вот так выглядела банкнота. Именно этот новгородский вид.
Кремль Великого Новгорода, именуемый детИнец, строительство которого начал князь Ярослав Мудрый. Упоминание об этой крепости встречаются в начале 11 века. Постепенно кремль перестраивался, основная перестройка относится к 15 веку. Высокие каменные башни горожане называли "кострами". Обычно огонь на башнях зажигали, как объявление об опасности, грозящей городу.
Башня Кокуй (от голландского "coqe" - смотри). Самая высокая башня кремля (34 м).
Перестроена в конце 17 века, сейчас здесь смотровая площадка, откуда открывается вид "как на старой банкноте 5 рублей". В 15 веке башня не была высокой. Говорили, что под этой башней был подземный ход, ведущий на другой берег реки Волхов во владения Марфы Посадницы - весьма влиятельной дамы в городе, которая пыталась сохранить независимость Великого Новгорода от Москвы.
Ее старания оказались напрасны. Иван III (дед Ивана Грозного) захватил город и лишил его "самоуправства". По легенде, царь продал душу Дьяволу, чтобы завладеть непокорным градом.
Вот как эту легенду описывает поэт Сергей Есенин.
Не чернец беседует с Господом в затворе —
Царь московский антихриста вызывает:
«Ой, Виельзевуле, горе мое, горе,
Новгород мне вольный ног не лобызает!»
Вылез из запечья сатана гадюкой,
В пучеглазых бельмах исчаведье ада.
«Побожися душу выдать мне порукой,
Иначе не будет с Новгородом слада!»
Вынул он бумаги — облака клок,
Дал ему перо — от молнии стрелу.
Чиркнул царь кинжалищем локоток,
Расчеркнулся и зажал руку в полу...
Марфа Посадница. Рис. Клавдий Лебедев
...В зарукавнике Марфа Богу молилась,
Рукавом горючи слезы утирала;
За окошко она наклонилась,
Голубей к себе на колени сзывала.
«Уж вы, голуби, слуги Боговы,
Солетайте-ко в райский терем,
Вертайтесь в земное логово,
Стучитесь к новоградским дверям!»
Приносили голуби от Бога письмо,
Золотыми письменами рубленное;
Села Марфа за расшитою тесьмой:
«Уж ты, счастье ль мое загубленное!»
И писал Господь своей верной рабе:
«Не гони метлой тучу вихристу;
Как московский царь на кровавой гульбе
Продал душу свою антихристу...»
О дальнейшей судьбе Марфы точно не известно. По одной версии ее постригли в монахини, по другой - убили по пути в Москву. А, возможно, Марфа бежала через подземный ход под башней.
Захватив город, князь велел снять "вечевой колокол", звон которого созывал горожан на собрания-вече, где народом принимались важные решения.
«Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовет их отечество. Недоумение, любопытство, страх и надежда влекут граждан шумными толпами на великую площадь... Боярин хочет говорить... но юные надменные новгородцы восклицают: “Смирись пред великим народом!”. Он медлит — тысячи голосов повторяют: “Смирись пред великим народом!”».
(«Марфа посадница», Н.М. Карамзин)
Снятие колокола означало для города поражение перед новой властью.
Златоустовская башня, получила свое название в честь церкви Иоанна Златоуста, стоявшей рядом
Златоустовская башня была построена в 15 веке. Согласно легендам в эпоху Ивана Грозного, тут располагалась тюрьма, где опричники пытали "врагов царя". Горожане называли башню "Тюремной" и "Чертовой".
Покровская башня получила свое название от церкви Пресвятой Богородицы. Первоначальная постройка башни датируется 1302 годом.
Церковь Покрова и башня
Княжья башня, построена в 15 веке. Название получила благодаря двору великого князя, размещавшегося рядом.
О вечевом колоколе тоже остались легенды, по сюжету которых поэты слагали стихи.
«Да, были казни над народом …
Уж шесть недель горят концы!
Назад в Москву свою походом
Собрались царские стрельцы.
Смешить народ оцепенелый
Иван епископа послал,
Чтоб, на кобылке сидя белой,
Он в бубны бил и забавлял.
И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Сияет копий лес колючий,
Повозку царскую везут;
За нею колокол певучий
На жердях гнущихся несут.
Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло … Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!..
Сгребли валдайцы медный сор,
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор …
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!..
Константин Случевский
Спасская башня (15 век). Изображена на старой банкноте 5 рублей.
По другой легенде вечевой колокол вдруг зазвонил сам собой, когда князь прибыл, чтобы наблюдать за его снятием. Во время пути в Москву колокол соскользнул с саней и разбился, и его осколки превратились в колокольчики валдайские, которые как придет время снова сольются в единый колокол.
Эта легенда о вечевом колоколе описана в стихах Юрия Вронского.
"Повелел Иван Васильевич
Князь Московский и всея Руси,
Снять священный древний колокол
И отправить в стольный град Москву.
Как снимать его явилися,
Сам собою зазвонил он вдруг
Звоном отроду неслыханным.
То не звон был, а рыдание,
Завещание последнее.
Помни, мол, о древней вольности,
Господин Великий Новгород!..
Вырывали тут язык ему,
Самого на сани ставили
И везли немого, пленного,
Навсегда в чужую сторону...
Только колоколу гордому
Крепко, видно, не хотелося
В плен московский на позорище.
По холмам валдайским едучи,
Выбрал пленник ночь метельную,
Соскользнул с саней украдкою,
Покатился вниз по горочке,
Покатился - да и был таков!
Полетел с обрыва кубарем,
О валун внизу ударился
И на тысячу осколочков
Раскололся вольный колокол...
А случилось чудо чудное,
Приключилось диво дивное:
Не погиб священный колокол
Все его осколки звонкие
Превратились в знаменитые
Колокольчики валдайские.
Говорят они когда - нибудь
Вновь сольются в вольный колокол,
И над Новгородом сызнова
Поплывет его свободный звон.
А до той поры звенеть ему
Колокольцами валдайскими,
Горевать о вольной волюшке
И тревожить сердце русское..."
Увоз вечевого колокола, летописная миниатюра
Дворцовая башня (15 век). Изображена на старой банкноте 5 рублей.
Владимирская башня (15 век)
Накануне захвата города летописцы отмечают недобрые предзнаменования: «Того же лета на Федорове улици ис тополья води капало много от верха и с сучья». Недобрые знамения не прекращались и после поражения новгородцев. В 1471 г. была «гибель луне: полунощи не ясне быв, и аки кровь в луне, и тма бысть не мало время... Тои же зимы видеша мнози два месяца на небе. Тои же зимы явися на небесе звезда хвостата...»
«тьма по всей земли в 1 час дни в мало время...»
«текли слезы у Николы в церкви на Микитине улице»
Когда родился Иван III было пророчество: "Разрушит он обычаи Новгородской земли и принесет гибель нашему городу"
Есть легенда о святом страннике Зосиме, который отправился в Великий Новгород, чтобы подаловаться Марфе Посаднице на претеснение его монастыря соседями - ее управителями. Марфа Посадница пригласила странника к себе на пир. Зосиму было печальное видение, что шесть бояр, сидевших рядом с ним - обезглавлены. Святой не смог сдержать слез. Это заметил его друг и спросил после пира, почему Зосим заплакал на веселом пращднике. Он ответил, что увидел шестерых гостей обезглавленными, а это означает их скорую казнь.
"Близко время, когда двери этого дома будут закрыты и дом будет пуст" - говорил Зосим.
Действительно, после захвата города Иваном III шестеро бояр, которых Зосим увидел без голов, были обезглавлены.
Федоровская (15 век)
Покорившимся боярам удалось избежать казни. Князь даже проявил милость, отправил их на службу в Москву, а в Новгород переселил бояр московских:
«переведе из Новагорода из Великого… всех голов болши тсячи, и жаловал их на Москве давал поместья… а в Новгород Великий на их поместья послал московских многих лутчших гостей и детей боярских…»
Иван III
Митрополичья (15 век). По легенде, располагалась напротив двора митрополита. На башне были обнаружены надписи на шведском языке, датированные 17 веком, вроде "здесь был Один".
Вот такие печальные легенды Новгорода о захватчике Иване III, история глазами поверженного великого города. Конечно, судить о таком персонаже как Иван III только по новгородской странице не стоит.
Боевой ход кремля. Недавно открыт для посещения.
Иван III отменил новгородское самоуправство, но его захват города можно назвать "мирным" по сравнению с жестоким нападением на Новгород опричников Ивана Грозного, когда река Волхов обагрилась кровлю. Но это уже другие истории...
Продолжение постов о славном Господине Великом Новгороде будет.
Мой предыдущий пост:
Крокодил-оборотень в Великом Новгороде
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
|
</> |