Моя тётя Зина

топ 100 блогов pt_govorun24.10.2025 В прошлом посте вспомнила про двоюродную бабушку, и захотелось написать о нашей с ней жизни. Все в семье звали её не бабушкой, а тётей. Тётя Зина. Сегодня её именины.

Она была одинока, хранила открытку от какого-то Васи, в которой он сообщал, что был болен, и сейчас не может с ней увидеться, позже объяснит, как-то так. Открытка и сейчас у меня, а тёте Зине, вот, никого больше не случилось. Жила в огромной коммуналке сперва со своей мамой, в старости впавшей в деменцию, а за год до моего рождения осталась там одна.
Милая тётя Зина, вернись я сейчас в то время, я бы была ещё нежнее и ласковее с ней! Всё моё детство она появлялась почти каждую неделю, водила меня гулять, бесконечно со мной играла. С ней одной я играла откровенно, больше никому из взрослых о своих фантазиях не рассказывала, а она будто бы не совсем взрослая была и вся целиком моя. Всегда привозила к чаю что-нибудь из Елисеевского, возле которого жила - коробки Московских хлебцев, молочного печенья, кексы и мне отдельно всегда шоколадный батончик со сливочной начинкой.
Смешно, но лет до 5 я не знала, что это бабушкина сестра, а я её внучатая племянница.
-А есть у тебя ещё какая-нибудь девочка, к которой ты вот так ходишь?- спросила я однажды. Настоящий секрет Полишинеля - все знают, но не обсуждают, как само собой разумеющееся и новенький человек в этой команде ниоткуда такой информации не получит, если ему специально не объяснят.
Я поздний ребёнок и всё время остро чувствовала, что явилась в устоявшееся какое-то царство, где всё давно сложилось и устроилось без меня. А ещё смену слоёв времени- мои родители были старше, чем у большинства одноклассников, бабушкино детство вообще прошло в дореволюционном Петербурге - я немного стеснялась тогда нашей старомодности и отсталости, понимала, насколько всё это разные жизни.
Дома у тёти Зины вообще было удивительно - в её комнатке в большой коммунальной квартире в Козицком переулке было невероятно чисто и навсегда застыли 50-е годы. Шкаф и буфет светлого дерева, кровать под белоснежным покрывалом, круглый стол под скатертью -все сияло удивительной чистотой. Причину я узнала только взрослой- оказывается, тётя Зина выросла в детском доме. В 1919-м году году большая семья бежала из Петрограда от голода и попала по дороге в тиф.
Понятия не имею, что стало с прадедушкой, все попали в разные больницы, оттуда детей распределили по разным детдомам. Двух мальчиков найти не смогли, прабабушка устроилась в Москве в этой комнатке в 12 метров. И с ней три дочери. Не знаю, только ли младшую оставили в детдоме. Старшая, моя бабушка, которой было 15 лет, оказалась в Полтаве, где устроилась домработницей.Не знаю, как она вернулась в Москву, но в 1923-м она уже работала горничной в отеле Националь, где и познакомилась со своим будущим мужем.
А семилетняя Зиночка попала в приют в Продольном переулке. Прежде это был приют цесаревны Марии у Горбатого моста, потом детский дом для морально-дефективных девочек. Никакой морально -дефективной она , конечно, не была в семь-то лет, видимо, просто там нашлось место.
В сети есть фото - солидное, красивое здание. Жила она там до своих 18 лет. Думаю, дело не только в том, что в комнатушке не было места, прабабушка и сама воспитанница приюта, кажется, частного. Видимо, считала что жить там ребенку неплохо. Хотя, вот сейчас вычитала, что до 1926-го года в СССР усыновить ребёнка было невозможно, только в голод раздавали детей по семьям. Возможно, и нельзя было забрать.
Думаю, большая часть педагогов в приюте осталась от прежних времен, блюли чистоту и порядок и в детей вколачивали. Во всяком случае, кровать у тёти Зины застилалась образцовее некуда. Ровнёхонькая, идеальная. И сама она была очень аккуратная, маленькая, сухонькая, всегда в чистом и отглаженном платье с кружевным воротничком, пахнущая Красной Москвой, которую я с тех пор нежно люблю.
От неё самой про детдомовской детство я не слышала ни слова. Только воспоминания о Петербурге. "Мы шли с мамочкой и она сказала,- дети, вот батюшка идет, поклонитесь ему! -и мы все поклонились,
перед Пасхой мамочка входила в комнату и у каждой кроватки вешала новое белое платьице,
крёстный был богатый, раз приехал к нам на дачу, привёз большую заводную обезьяну, запустил её от калитки и она по дорожке к нам кувыркалась."
Вот и всё, что мне осталось на память о её детстве.
Выйдя на пенсию, она работала в музее Революции, мы с сестрой иногда навещали её там. Ей очень шло старинное здание Английского клуба, сидела в последнем зале анфилады, нарядная, седенькая. Написала бы "дореволюционная", но до революции в Английском клубе женщин не было ни одной, до последнего уборщика все мужчины.
Думаю, именно она была для меня проводником в мир старинных вещей. Её квартира в старинном доме словно составляла одно целое с Елисеевским магазином, находившимся рядом, в соседнем доме. Мраморный подоконник, старинная латунная задвижка на окне, и узорчатая решетка вентиляции, врезанная в натёртый паркет - всё дышало другим временем, другой жизнью. Старинной, а ещё очень Петербургской. У неё я впервые увидела фарфоровую сырную доску, она приносила с кухни кофе в высоком фарфоровом кофейнике. Остался мне на память смешной умывальный кувшин в темно-голубой эмали. Пришелся к месту, украшает нашу кухню, всегда напоминая крошечную комнатку для прислуги, где все соседи по коммуналке хранили ненужные вещи и где я его нашла в тёти-Зинином уголке. Это была роскошная шестикомнатная квартира в доходном доме, с высоченными потолками, просторными ванной и кухней, широким коридором с тёмным паркетом, всегда свеженатёртым. Мы бывали у неё редко, а она у нас почти каждый понедельник - когда в музее был выходной. Бабушка  шила ей платья, она вообще всю семью обшивала,  мама вязала береточки -серенькие, голубые...
Совсем старенькой она приезжала пожить к родителям на дачу, отдыхала от вздорных соседей, я ездила к ней заклеивать на зиму окна, снимать занавески в стирку, но как же меня сейчас гложет мысль, что недостаточно мы её любили, мало заботились.
Помню, как она переживала, что я вожусь с её окнами и говорила: "Господи, до чего же я дожила, за меня делают мою работу! Танечка, как же быстро ко мне подкралась старость!".Насовсем жить с нами она бы не согласилась -папенькин нрав был ей отлично известен -с гремучими скандалами и острыми припадками рукоделия, когда он, взявшись выпиливать невозможно красивую мебель заваливал опилками всю кухню или отливал там же невероятные янтари из эпоксидки, оставляя за собой горы мусора и ничего не доводя до конца.) Мы-то все привыкли и вороха калек с орнаментами для выпиливания или свалка ящиков от апельсинов (это же практически шпон!!!) никого не смущали, но тётя Зина в нашем бедламе жить бы не смогла.
Так и доживала в своей комнатке. Соседи открывали форточки, по квартире гуляли лютые сквозняки, и однажды она простудилась.Оказалось, что насовсем.
Светлая ей память. Люблю.

Моя тётя Зина 467f25c6-3a91-4e27-a056-b28a1b4c7da7.jpgМладенец на фото-я, это 67-й год. С нами мама и моя сестра Наташа. На верхнем фото тётя Зина со своей сестрой,  моей бабушкой. Удивительно, но на фото с бусами ей всего 17. Выглядит старше, но фото датировано.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
19.10.2025 Двигаемся
18.10.2025 Текущее
Архив записей в блогах:
Это Дворец итальянской цивилизации, Рим. И у меня внезапный вопрос - какие у вас возникают эмоции, когда вы на него смотрите? Это здание, с аллюзиями на Колизей, вам нравится? Не нравится? Восхищает? Подавляет? Словом, меня интересуют эмоции, которые возникают при взгляде на него. Его ...
Вот, учились же все в одном вузе, может быть даже на одном курсе. Но один стал творцом, а другой - критиком. Как вы считаете, имеет ли человек право на критику, если сам не может сделать лучше? ...
Граждане психиатры! Вопрос имею. Вчера в разговоре со студентами, подняли тему колдунов, экстрасенсов, целителей и прочей околоподобной публики. Меня спросили как обстоят дела с психическим здоровьем у их клиентов. Действительно, мазаться керосином, пить соду, вводить перекись ...
Над этим животрепещущим вопросом бьются лучшие члены умы британских ученых, но все никак не пробиться им со своей логикой сквозь женские кудри дебри. Не, я такто понимаю, что лекарство от рака найти более важнее, но, с другой стороны, нахуя нам стока народа, и так перенаселение и ...
В этом возрасте ее поместили в клинику для душевнобольных... 10 января 1837 года Дантес женился на родной сестре Натальи Пушкиной – Екатерине Гончаровой. Женился не по любви, а по настоянию друзей, спешно желая замять назревающий скандал, связанный с именем Поэта. Но это не помогло: ...