Моя любовь
diak_kuraev — 27.06.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Семен Людвигович Франк был моим любимым русским религиозным философом в годы моего неофитства.
Наверно, если бы тогда мне попалась на глаза вот эта его статья «О поисках смысла войны», написанная в 1914 году, я бы с восторгом принял ее. Тем более, что советский официоз поносил ту «империалистическую» войну, и слово в ее защиту хорошо ложилось в мой общий протест.
«Независимо от всех наших рассуждений и мыслей эта война сразу и с непоколебимой достоверностью была воспринята самой стихией национальной души, как необходимое нормальное, страшно важное и бесспорное по своей правомерности дело.
Но это разногласие между непосредственным национальным чувством и господствующими понятиями нашего мировоззрения поставило нас перед насущно-необходимой и для большинства мучительнотрудной задачей идейного оправдания войны, отыскания ее нравственного смысла.
Оправдать войну – значит показать, кто в ней прав и кто виноват, кто является выразителем начала добра и кто – начала зла. Но в какой мере и в каком смысле нация вообще может признать себя, как целое, носителем злого начала, подлежащего уничтожению?»
Франк и тогда был много трезвее славянофилов, Булгакова, Эрна и т.п., которые торопились заявить о величии и богоизбранности России, которая «все народы обняв любовию своей, научит их единомысленному исповеданию веры» [Дурылин С.Н. Лик России. Великая война и русское призвание. – М., 1916, с.46], и рассуждали о народе-богоносце и русском воинстве, которое «священной кровью своей духовно возрождает Россию» [Булгаков С.Н. Русские думы].
Он осаживает германофобию, клеймение целых народов и культур и попытки представить войну как «войну с Западом».
Тем более в более поздних работах Франк давал той войне негативную оценку.
Но вот поначалу и умница Франк попробовал шагать в ногу, хотя и честно предупредив о противоречии между его убеждениями («господствующими понятиями нашего мировоззрения») и настроениями ликующей и ненавидящей улицы.
|
</> |