Мой старый дом


Ну не мой собственный, а тот, в котором я жил в детстве. Неделю назад побывал возле него, поснимал.
На первом фото - арочный проход к нему, исхоженный мной тысячу раз. Интересно, что машин тогда было относительно мало, но иногда почему-то случались самые настоящие пробки. Машины еле ползли через проход и далее, по проезду Серова, ныне Лубянскому проезду. И тогда переходить надо было осторожно. А в пробках большинство машин составляли тогдашние желтые такси - "Волги" ГАЗ-24 с шашечками. Буквы на их номерах были двух видов - ММТ и ММЛ, и я иногда со скуки считал каких больше. Больше всегда было ММТ.
Когда я про это занятие отцу рассказал, он посмеялся и посоветовал высмотреть машины МОС и МОЦ - больших начальников, а также МЕЧ - от КГБ. Я пробовал, но так ни разу и не заметил. Хотя он добавил, что может это легенда, либо такие комбинации букв давно поменяли.
А это вид дома с другой стороны, если стоять в начале Малого Спасоглинищевского переулка, который и тянется вперед, до дома. Вижу свой этаж, свои окна (а какие не скажу, я скрытный).

Дома на первых этажах несут на себе следы воздействия пешеходов.

Все ближе подхожу, ностальгически так вздыхаю. Сколько тут хожено-перехожено - и в детский сад здесь шел, и в школу номер 612.

А вот и двор, где гулял с ребятами с нашего двора, катался на качелях, ловил голубей в ящик с палочкой (всех отпустили, естественно), строил планы полета на воздушном шаре, играл в футбол и испытывал сигнализацию соседской машины путем нажатия на капот с последующим убеганием.
Теперь двор перекрыт решеткой, и похоже, что просто так пройти туда нельзя. При мне какой-то малый вышел через калитку, и она, издавая электронные звуки, закрылась и лязгнула.
Вообще это большая отдельная тема - перекрытые наглухо только "для своих" дворы. Если уж власти возвращают москвичам площадки у метро, то как они относятся вот к этому разгораживанию городской земли? Вдобавок вопрос безопасности приобретает политический оттенок - в советское время никакого разгораживания не было, или по крайней мере оно встречалось далеко не так часто.

А это второй вход во двор, и сразу за ним наш подъезд. Ворота эти были и раньше, но закрытые. А сейчас впечатление, что их заперли и забыли, вообще больше не открывают.

Спускаюсь на проезд Серова, к Ильинскому скверу. Там раньше был наземный переход, по которому я в сквер и переходил - маленький с родителями, а постарше уже в одиночку.

Со стороны проезда обнаружил мемориальные доски (в мое время их не было). Ведь наш дом назывался "генеральским", квартиры в нем генералам давали. Сейчас глянул в кладезь знаний - известные люди были. Хотя я помню только троих, и Тимофея Хрюкина среди них не было.

А трое запомнившихся - Якуб Чанышев, живший где-то на верхних этажах, но я его не видел, мама рассказывала. Она его знала и говорила, что орденов у него побольше, чем у иных маршалов, причем они были вполне заслуженные.
Генерал Шатилов жил в соседнем подъезде, выходившем во двор, про него я еще в книжке про взятие рейхстага читал, он командовал дивизией, бравшей этот рейхстаг. Внучка его училась в нашей школе, а один раз я видел его самого во дворе в мундире с орденами, садившегося в машину. Придя домой, включил наш телик, черно-белый "Темп", и увидел там... его же, в новостях, на какой-то встрече.
А Леонида Сандалова я тоже как-то видел дома, внучка его была одной из дворовых заводил, и мы ходили друг к другу на дни рождения, благо подъезд у нас один. Вот там я видел старика, сидевшего за столом в своем кабинете. Позже узнал, что у него проблемы со здоровьем после аварии, а еще позже, уже в этом веке - встретил ссылки на его труды в небезызвестном "Аквариуме" Виктора Суворова.

Последний прощальный взгляд на Малый Спасоглинищевский переулок.

Ну и тот самый переход в тогдашнюю страну сказок, а ныне просто Ильинский сквер. Теперь, перехода, как видим, нету, на входе в сквер восстановлена ограда, за которой поставили туалет-автомат. Наверно, чтобы народ через забор не лез по старой привычке.

|
</> |