Мой комментарий к записи «О доброй воле - 3» от boldogg

И получается, что понятие "добра" первично относительно цели - оно участвует в её постановке.
Нет. Добро появляется в тот момент, когда появляется цель. В постановке цели оно никак не участвует, потому что его ещё нет. Цель будет доброй для человека, потому что это его цель, а уже от неё потом всё будет отсчитываться.
Ваши дальнейшие рассуждения очень хорошо это иллюстрируют. Вы исходите из идеи, что уменьшение страданий есть общее благо. То есть вы ставите цель избавления от страданий — и, естественно, приходите к выводу, что избавление от страданий есть благо, а страдание есть зло.
Смысла, правда, в таком тезисе нет никакого, потому что страдание и возникает от того, что ты хочешь, но не можешь. Перестанешь хотеть — и страдания исчезнут, это любой буддист подтвердит.
То есть вы попросту высказали тавтологию. Избавление от страданий не может быть целью, потому что страдание — это невозможность достигнуть цели. Что опять же хорошо известно буддистам :)
Первична цель, то есть воля. Благо и зло появляются как её неизбежное следствие.
По-моему тут дело в непонимании мотивов людей.
Собственно, об этом и пост - о наболее тонких и сложных из этих мотивов, механизмах их срабатывания, которые, как мне кажется, я сейчас понимаю.
А вот тут у вас происходит подмена тезиса, причём самое интересное — я на 146% уверен, что вы сами её не замечаете.
Мотивы никак не связаны с волей. Воля — это поступок, действие. У человека могут быть мотивы поступить так или этак, но он поступает так. Мотивы к поступку можно придумать задним числом. Мотивы к твоему поступку может придумать вообще другой человек — как вот вы это делаете сейчас в своём посте.
Мотивы в некотором роде даже противоположны воле, их придумывают, чтобы как бы отменить её. Никакой воли тут не было, я был вынужден так поступить, и вот по таким причинам.
Тут всё зависит от изощрённости ума и подвешенности языка. Нет такого поступка, которому нельзя было бы придумать достаточно убедительного мотива.
Но воля познаётся в поступках, ибо вне их не существует. И если человек действует во вред себе и другим, то это злая воля, и неважно, какие мотивы кто-то может придумать для её оправдания.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий
|
</> |