Мой комментарий к записи «О доброй воле - 3» от boldogg

топ 100 блогов anairos05.11.2021 То есть, она может быть какой угодно, глядя на неё извне, но она будет "доброй" для человека, который её поставил.
И получается, что понятие "добра" первично относительно цели - оно участвует в её постановке.


Нет. Добро появляется в тот момент, когда появляется цель. В постановке цели оно никак не участвует, потому что его ещё нет. Цель будет доброй для человека, потому что это его цель, а уже от неё потом всё будет отсчитываться.

Ваши дальнейшие рассуждения очень хорошо это иллюстрируют. Вы исходите из идеи, что уменьшение страданий есть общее благо. То есть вы ставите цель избавления от страданий — и, естественно, приходите к выводу, что избавление от страданий есть благо, а страдание есть зло.

Смысла, правда, в таком тезисе нет никакого, потому что страдание и возникает от того, что ты хочешь, но не можешь. Перестанешь хотеть — и страдания исчезнут, это любой буддист подтвердит.

То есть вы попросту высказали тавтологию. Избавление от страданий не может быть целью, потому что страдание — это невозможность достигнуть цели. Что опять же хорошо известно буддистам :)

Первична цель, то есть воля. Благо и зло появляются как её неизбежное следствие.

По-моему тут дело в непонимании мотивов людей.
Собственно, об этом и пост - о наболее тонких и сложных из этих мотивов, механизмах их срабатывания, которые, как мне кажется, я сейчас понимаю.


А вот тут у вас происходит подмена тезиса, причём самое интересное — я на 146% уверен, что вы сами её не замечаете.

Мотивы никак не связаны с волей. Воля — это поступок, действие. У человека могут быть мотивы поступить так или этак, но он поступает так. Мотивы к поступку можно придумать задним числом. Мотивы к твоему поступку может придумать вообще другой человек — как вот вы это делаете сейчас в своём посте.

Мотивы в некотором роде даже противоположны воле, их придумывают, чтобы как бы отменить её. Никакой воли тут не было, я был вынужден так поступить, и вот по таким причинам.

Тут всё зависит от изощрённости ума и подвешенности языка. Нет такого поступка, которому нельзя было бы придумать достаточно убедительного мотива.

Но воля познаётся в поступках, ибо вне их не существует. И если человек действует во вред себе и другим, то это злая воля, и неважно, какие мотивы кто-то может придумать для её оправдания.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Картинки с овощами и мясом в самом воке нет, но есть уже готовое в миске. Гордей вчера подловил таки. А еще на фото есть ужасные бокалы, которые свекровь купила и начала хвастаться, мол, красивые же. Ну не обижать же женщину, в конце концов, и выпила ...
Не знаю, как с этим в России, а в Беларуси, оказывается, все очень строго. Между прочим, еще в 2008 году. А в связи с приравниванием информационных сайтов к СМИ, становится еще интереснее. Никто не хочет попробовать воплотить призыв Ходорковского в жизнь и перепечатать карикатуру на "ислам ...
Глинка-внук № 1 и Глинка-внук № 2 американцы.  Глинка-сын американец, правда, пока временно пребывающий в Москве, но не за горами тот день, когда ему тихо, но внятно скажут: "Глинка! Гоу хоум!" Помимо мошенническим образом полученного российского гражданства, Лиза тоже была ...
По следам поста https://malyshi.livejournal.com/67148651.html?thread=2397231467&utm_source=nc#t2397231467 сходила сегодня к стоматологу, она почистила только первые 4 зуба и говорит, что больше камня на других зубах она не видит, как вы считаете стоит сходить к другому стоматологу? Я ...
Раз. Данный плакат посвящён тому, что Иисус устарел. Он говорил «продай одежду свою и купи меч», а автор плаката утверждает, что правильнее на деньги, вырученные по договору продажи одежды, приобрести ружьё. Два. А этот плакат посвящён тому, ...