Мой храм снова сейчас показывают по телевизору
diak-kuraev — 31.12.2014 Храм архангела Михаила в Тропарево.Именно его показывают в начале и в финале "Иронии судьбы".
Из фотохроник:
Из фильма:
Сейчас на месте этих деревенских домиков:
В те времена в этом доме жили Аркадий Стругацкий, митр. Ювеналий и ак. Аверинцев.
Да, митрополит, член синода жил в типовой квартирке в стандартном панельном доме, и я не раз видел его с авоськой идущего на рынок или в магазин за продуктами. Без иподиаконов и помощников.
А квартиру Аверинцева я даже снимал в середине нулевых для студентов ПСТГУ. Судьбы скрещенье...
В доме за храмом (на Ленинском пр.) жил диссидент (и позже депутат) Виктор Аксючиц.
А на противоположной от знаменитого дома стороне пр. Вернадского - известный церковный публицист перестроечной поры Александр Нежный.
Сейчас в домах вокруг храма я знаю квартиры еще пятерых архиереев.
Тропаревский храм стал первым, открытым в годы перестройки.
Причина этого - именно в соседстве Аверинцева и Аксючица.
Они подобрали группу верующих московских интеллигентов и подали заявку о регистрации себя качестве общины при этом некогда церковном здании. Заявители прекрасно знали советское законодательство и поэтому их бумаги были составлен безукоризненно. По закону надо было храм передавать в пользование "двадцатке". Но власти понимали, что передавать какой бы то ни было храм такой общине - значит создать оазис неповиновения. А отказать им тоже нельзя: все люди с именами, все имеют прямые выходы зарубеж... И накануне празднования 1000-летия Крещения Руси лишний скандал был соввласти ни к чему.
И патриархии отвечать за них тоже никак не хотелось. Навязанное Патриархии решение собора 61 года "вся власть приходским советам" теперь стало натирать самой госвласти и патриархии.
И тогда нашли простое решение: храм решили открыть, но вообще без "двадцатки". То есть в качестве "патриаршего подворья" (как бы приписного к уже существующей общине).
Настоятелем-строителем был назначен прот. Георгий Студенов (http://www.patriarchia.ru/db/text/188796.html).
При этом тропаревский храм был определен как постоянное место службы управделами Патриархии Ростовского митрополита Владимира Сабодана (если праздник или воскресный день застает его по месту его основной работы в Москве).
Ну а я со дня крещения (1982) ежедневно проезжал мимо этого храма в автобусе из Теплого Стана к метро и молился о чуде его открытия...
***
Этот микрорайон Рязанов выбрал для фильма не без некоторой подколки: как типовой был показан район, который считался необычно-экспериментальным и даже лауреатным:
«В августе 1958 года было принято решение о строительстве экспериментального жилого района на Юго-Западе Москвы. Для его застройки отвели территорию в 215 гектар, ограниченную проспектами Ленинским и Вернадского… и селом Тропарёво. Вопреки планам, жилищное строительство в районе началось только в 1966 году. В 1966—1970 построены 9- и 12-этажные крупнопанельные здания. В 1970—1973 годах — три первых 16-этажных здания из унифицированных деталей Единого каталога (проспект Вернадского, 113, 119, 125), а в 1973—1975 годах — три первых 22-этажных здания, крестообразных в плане. За архитектуру южной части Тропарёва группа архитекторов, инженеров-конструкторов и строителей удостоена Государственной премии СССР 1980 года".
***
появилось свидетельство очевидца съемок:
neyman_pearson
Район «Юго-западной» любили снимать в советское время.
Его можно увидеть и в «Ольге Сергеевне», и в «Вам и не снилось».
А сам храм Архангела Михаила впервые появился на экране в фильме Витторио де Сико «Подсолнухи» с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни (приблизительно на 79-й минуте).
Потом была «Ирония судьбы» Рязанова.
И крошечный эпизод в «Тихих омутах» у того же Рязанова (приблизительно на 8-й минуте)
Об «Иронии судьбы». У 5-го подъезда дома №113 снимались петербургские сцены (именно в нем и жил митрополит Ювеналий), у 5-го подъезда дома №125 – московские. А продолжение «Иронии» снималось только у дома №113. Я жила в нем, когда снималось это продолжение. Ребята из съемочной группы оказались очень доброжелательными и общительными. Про рязановский первоисточник рассказывали: «Поскольку у Рязанова в кадре должны были быть и петербургский, и московский дома, то он выбрал для съемок не один, а два дома одного типа, но при этом имеющие небольшие отличия». На вопрос, будут ли они сами снимать сцены в 125-м доме, был получен ответ: «Нам только еще 125-го не хватало». :)