Movie yearbook 1977

Запостить не успел, а потом впечатления стерлись.
Так что сейчас пересмотрел заново основных претендентов и посмотрел впервые еще несколько фильмов. Итоговый список немного скорректировался, но не то, чтобы принципиально. Как минимум, итоговая тройка осталась без изменений.
1.Алиса или последний побег / Alice ou la derniere fugue (Шаброль)




Шаброль снял один из самых прекрасных фильмов на свете. Фильм не похожий на чтобы то ни было ранее виденное. Говорят, о влиянии Ланга (которому он посвящен), Кэроллу (на которого намекает название), Робба-Грийе (который положил начало странному и непонятному поэтическому кино своей «Бессмертной»), Бунюэля (ну сюрреализм же, да?...ой, или нет?). Т.е. авторов, которых странно видеть в одном списке, как будто рецензенты, не понимая о чем писать, хватаются хоть за какую-то нить.
Я никак этих рецензентов не лучше и просто отмечу, что Шаброль, как нормальный большой автор (величина которого, конечно, недооценена пока что в истории кино), создает тут тонкий и целостный мир, в который попадает заблудившаяся Алиса, в исполнении прекрасной Сильвии Кристель (жаль, что она увязла в эротическом кино). Изящное, элегантное, незабываемое кино.
2. Дуэлянты / The Duellists (Скотт)




Первый и лучший фильм Ридли, выверенный до каждого жеста. Про двух офицеров времен наполеоновских войн, которые устраивают дуэль при любой возможности. Верней, устраивает один из них, второй связан странным понятием о чести и не может отказать.
Посмотрев "Дуэлянтов" и "Чужого" становится еще обидней во что превратился с годами когда-то отличный режиссер (хотя пару хороших фильмов он снял даже в 21-м веке, раздражает, скорей, большое количество несмотрибельного мусора, типа «Прометея»). Один из самых красивых фильмов на свете! Хотя, противники Скотта говорили, что это всего лишь дизайнерский проект.
3. Защитные цвета / Barwy ochronne (Занусси)




Один из лучших фильмов Кшиштофа Занусси. Бенефис Збигнева Запасевича, искушенный герой которого вводит молодого, полного идеалов коллегу, в темный мир интриг и компромиссов большой науки. Камера Клосиньского, казалось бы, не делает ничего необычного, но совершенно потрясающе движется во время непрестанных диалогов ученых.
Запасевич играет такого мелкого чорта, который для развлечения, играет со своим молодым коллегой, рассказывая тому на какие сделки с совестью приходится идти, чтобы сделать карьеру.
Чуть не каждый хороший фильм из Восточной Европы, кричит о том, как задыхаются талантливые хорошие люди в душном мире застоя поздних 70-х.
4. Мужчина, женщина и зверь / L'uomo, la donna e la bestia (Кавальоне)

Совершенно уникальный фильм, снятый балансируя на грани хорошего вкуса и, бесспорно, некоторым может показаться омерзительным. Я смотрел второй знаменитый фильм Кавальоне, «Голубое кино», и там он эту грань переступает, ударяясь в экстремальный секс за гранью здравого смысла.
Это какой-то коллаж (созданием коллажей, к слову, увлекается один из главных героев фильма и, в конце, мы видим что у него получается) из музыки, безостановочно сменяющих друг друга движущихся картинок, сексуальных, религиозных и магических практик.
Для любого, кто любит странное (и хорошо снятое, что нечасто совпадает) обязателен. Неожиданный бриллиант из 70-х, о котором не принято говорить вслух, от, кажется, более талантливого режиссера, чем какой-нибудь расхваленный Хесус Франко.
5. Колдун / Sorcerer (Фридкин)

Почему-то принято считать, что это римейк фильма Клузо «Плата за страх», хотя ничего общего, кроме основного сюжета (два грузовика перевозят динамит), тут нет. Американский фильм (да, сложно поверить, что я это говорю) намного лучше. Французский, к сожалению, целиком приключенческий, с примитивными характерами (развитию которых, при всей их однозначности, уделяется слишком много времени).
Фильм Фридкина абсолютно взрослый и серьезный, про разрушающую людей атмосферу небольшой латиноамериканской страны, из которой мечтают выбраться все герои (то бишь несколько гринго, скрывающиеся там от закона).
«Колдун» остался в истории одним из самых больших провалов. Режиссер в несколько раз превысил бюджет, доведя его до 25 млн долларов (в 2 раза больше, чем у «Звездных войн» и в 2,5 чем у другого хита проката своего времени фильма «Глубина»), для того чтобы снять превосходный, но без серьезного коммерческого потенциала фильм (даже название, кажется, отражает всю странность подхода). На главную роль не удалось получить звезду (Фридкин хотел снимать Маккуина, но тот требовал в фильме роль для жены). В итоге, главные роли играют Рой Шайдер и Бруно Кремер. Артисты хорошие, оба тут на месте, но не для привлечения зрителя. Сам режиссер говорит, что после успеха предыдущих фильмов верил, что зритель пойдет на любой его фильм. Вероятно, продюсеры разделяли это мнение.
Провал получился особенно оглушителен, поскольку фильму Фридкина не повезло выйти в прокат вместе со «Звездными войнами». Почему его совсем не заметили критики? Подозреваю, что для левой критики он получился слишком развлекательным, не преподносящим зрителю урока. Для тех, кто обозревал развлекательное кино, напротив, слишком серьезным и, более того, мрачным и беспросветным. Фильм долгое время считался слабым и был доступен только на низкого качества кассете, пока, сравнительно недавно, не вышел в HD. Фридкин же, похоже,так и не оправился от провала и, после прекрасных фильмов 70-х, так и не снял больше ничего достаточно заметного.
6. Бассейн / Бассейнът (Желязкова)

Первый болгарский фильм, который я посмотрел, и очень хороший. Камерный лирический фильм на 2,5 часа о полулюбви полудружбе вчерашней школьницы и пожилого архитектора, страдающего от того, что его проекты оказались не нужны (см так же фильм из п. 3). Не только об этом. Он снят в уникальной тональности, мимоходом рассказывая о людях и времени, яркий и любопытный слепок.
Вот еще, заметил как часто в фильмах этого периода, дело идет к тому, что сейчас бы многие, не долго думая, назвали педофилией. А тогда воспринималось зрителями абсолютно нормально.
Причем речь идет не о второстепенных фильмах (там творилось, наверняка, совсем страшное, вспоминали итальянский фильм отчетного года, который, вроде как, был даже в советском прокате, а теперь запрещен в некоторых странах, как детская порнография), а о, вполне себе большом кино. Так отчетный фильм был награжден на МКФ, «Приготовьте ваши носовые платки» Блие получил «Оскара». И это только вершина айсберга.
7. Потерянная душа / Anima persa (Ризи)

Дино Ризи приобщается к так называемому жанру джалло, скрестив его, для пущей солидности, с психологическим триллером. Неожиданно, но Ризи, фильмы которого обычно не отличались аккуратностью и были нагромождением всего и вся, снимает изящную маленькую виньетку, прекрасный фильм про Венецию, символическую потерю невинности. Молодой человек приезжает к своей богатой тетке (Денев) и ее мужу (Гассман), обучаться живописи в городе на воде. Чем дальше, тем больше он понимает, что в доме происходит нечто странное. Родственники, время от времени, проговариваются (а потом уже и откровенно рассказывают о происходящем), но вся эта информация не складывается у героя в цельную историю. Что же происходит на самом деле?
Экранизация книги Арпино, по другому произведению которого, тремя годами раньше Ризи поставил один из самых известных своих фильмов «Запах женщины» (но тот, вроде бы, был до неузнаваемости переработан сценаристами).
8. Кружевница / La Dentelliere (Горетта)

Фильм о встрече и короткой любви студента, выходца из среднего класса, и парикмахерши, простой и скромной девочки (первая большая роль Изабель Юппер).
Если другой известный фильм Горетта, «Приглашение», был сатирой, описывающей маленького человека, то тут все серьезно. И это, кажется, не дает стать фильму стать чем-то большим. Он очень хороший, умный, тонкий и нюансированный, но, как по мне, его герои слишком простые, скучные люди, которых сценарий даже не пытается сделать интересными. Скорей, наоборот, подчеркивая, что вся наша жизнь полна таких вот людей.
9. Саммерфилд / Summerfield (Ханнам)

Пожалуй лучший фильм из условного жанра «озплотейшн», в который, кажется, принято записывать все жанровое кино, снятое в 70е и 80е в Австралии. Фильм, который с каждым разом кажется интересней. При первом просмотре он кажется, скорей, триллером с «рюшечками», где финальная драма пришита несколько неловко. Но, при последующих просмотрах, акцент зрителя смещается на драму, спровоцированную случайным наблюдателем, которой сюжетные ходы триллера придают дополнительное очарование.
Долго думал, какой фильм из этого списка поставить 10-м, и решил оставить так. Все они достаточно интересные, и все не без недостатков. И отрыв от австралийского фильма кажется достаточно заметным.
Так что еще шесть:
Бешенство / Rabid (Кроненберг)
Восхождение (Шепитько)
Неоконченная пьеса для механического пианино (Михалков)
Репетиция / Repérages (Суттер)
Семь нот в темноте / Sette note in nero (Фульчи)
Этот смутный объект желания / Cet obscur objet du desir (Бунюэль)
|
</> |