ПЛАМЕННЫЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

топ 100 блогов roman_rostovcev28.11.2023

Новая экономическая политика, провозглашённая Х съездом РКП(б), была одним из самых зловещих по последствиям решением коммунистического руководства. В сущности, именно НЭП запустил механизм внутрипартийной фракционной борьбы, отличавшейся крайним ожесточением вплоть до начала Второй мировой войны. Сама же новая экономическая политика не сыграла своей главной роли, не выполнила задач, которые перед ней ставились, и потому была свёрнута с большими издержками, жертвами и потрясениями.

ПЛАМЕННЫЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Ленин рассматривал НЭП, как тактическое отступление от принципов, своего рода Брестский мир — тяжёлый, позорный, но необходимый. Это был мир с крестьянством, основой российской экономики и социального устройства общества. До 1920 года крестьянство сражалось против «помещиков» — белогвардейцев, полагая (вполне обоснованно), что Колчак и Деникин намерены отобрать у крестьян лишь недавно обретенную ими помещичью землю. Ради сохранения этой земли крестьяне готовы были мириться с продразверсткой, понимаемой ими, как чрезвычайная мера военного времени, причём времени неудачного, поскольку белые армии крепко нажимали на всех фронтах.Военные поражения Красной армии парадоксальным образом укрепляли и цементировали красный тыл, в условиях напора белых армий, оставления РККА губернии за губернией, чрезвычайщина продразверстки виделась оправданной, её терпели, с ней мирились под угрозой возвращения старых порядков. В отличии от красных, белые не имели прочного тыла, а любые реквизиции, мобилизации и поборы в интересах Добровольческой армии или сибирских частей Колчака, воспринимались как ничем не оправданное и немотивированное насилие. 

Однако после победы красных, даже после устранения угрозы падения Советской власти, продразверстка потеряла свой чрезвычайный военный характер и мириться с ней крестьяне больше не желали. Над властью РКП (б) начали сгущаться чёрные свинцовые тучи. Первого марта 1921 года восстал Кронштадт. Вспыхнули восстания на Тамбовщине, Дону, Кубани Украине, в Поволжье и Сибири. РККА, бывшая на 90% крестьянской, могла в любой момент развалиться, даже не восстать, а попросту перестать оказывать своим братьям-крестьянам организованное сопротивление. 

В таких условиях Ленин призвал своих товарищей по партии дать России передышку. Передышку до начала долгожданной Мировой революции, которая должна была смести все и всяческие преграды, установив новое коммунистическое общество. Базой этой революции по прежнему считалась Германия. 

Никакого другого смысла Новая экономическая политика не имела и иметь не могла. Многоукладность экономики, с точки зрения коммунистического учения, была огромным шагом, даже скачком назад, по сравнению с экономикой «военного коммунизма». Военный коммунизм, бравший с каждого по способностям, уже воплощал в себе  первую половину коммунистического идеала. Осталось немного поднажать до распределения по потребностям, национализировав всё и вся, обобществив любые средства производства вплоть до курицы-несушки. 

Но Ленин вновь, как во времена Брестского мира, предпочёл удержать власть. Он уже устранил с мировой шахматной доски «европейского жандарма», уже обезопасил Восточный фронт Мировой революции, превратив его в тыл.  Россия пока не воспринималась как база коммунизма, с которой начнётся его победоносный марш по Европе и миру. Именно поэтому в РСФСР можно было возвратить крестьянам право на их собственные урожаи, дозволить свободную торговлю, разрешить создание акционерных обществ и прочих пережитков капитализма, можно было давать концессии западным трестам и монополиям. Важно было лишь удержать контроль над Россией, как политической и военной силой, доминирующей в Восточной Европе, дать германской революции спокойный тыл.

Для вчерашних пламенных революционеров, коммунистов в истинном смысле этого слова, НЭП был катастрофой всей их жизни, крушением всех идеалов и надежд. По целому ряду соображений Ленин не мог разъяснить всем и каждому, что Россия это глубоко периферийное государство, не играющее никакой самостоятельной роли в процессе установления коммунизма в мировом масштабе. Что выбив Россию из будущей войны с революционной Германией, русские коммунисты уже выполнили свою программу-максимум и теперь нужно просто удержать власть. 

В итоге в рядах РКП(б)  начала быстро формироваться левая оппозиция, пресловутый «троцкизм». Формировалась она из идейных, твердокаменных революционеров, ярких и горячих лидеров времён революции. Эти люди были решительными и убежденными противниками НЭПа, всех его уродливых проявлений: от ресторанов и кабаре до спекулянтов и частных торговцев всех мастей. Из старых большевиков в качестве  левых оппозиционеров позиционировали себя сам Троцкий, Радек, Серебряков, Раковский, Йоффе и многие другие. 

Однако и принявшие НЭП члены РКП(б) тоже были оппозицией. Только будущей. Воспринявшие послабление в экономической сфере  коммунисты, с симпатией относившиеся к крестьянству, получили серьёзные кадровые преимущества в период НЭПа, но совершенно неизбежно должны были оказаться в оппозиции при его сворачивании. Столь рискованный идеологический и управленческий манёвр Ленина неизбежно приводил страну острейшему политическому кризису, причём двойному. Требовалось отстранение от власти вначале левых, а затем и правых коммунистов: Бухарина, Рыкова, Томского. Собственно говоря, так и произошло. 

Расчёты на германскую революцию в начале двадцатых годов были очень серьёзными, её вновь, как после заключения Брестского мира, ожидали со дня на день. Эта революция должна была коренным образом разрешить весь завязанный Лениным клубок противоречий внутри РКП(б), решить все теоретические и практические вопросы. Мировая революция должна была стать тем глобальным событием, которое не только отменит НЭП, но и саму Россию, которая вольётся в мир победившего коммунизма. 

Нам сегодня трудно понять то воодушевление, которое владело кремлёвскими владыками в начале двадцатых годов. Ещё январе 1917 года Ленин беседовал с молодыми социалистами в Цюрихе: «Мы, старики, может быть, не доживем до решающих битв этой грядущей революции. Но я могу, думается мне, высказать с большой уверенностью надежду, что молодежь, которая работает так прекрасно в социалистическом движении Швейцарии и всего мира, будет иметь счастье не только бороться, но и победит в грядущей пролетарской революции». 

Но в уже феврале семнадцатого происходит революция в России, в октябре того же года большевики берут власть. В  феврале следующего года Советская Россия заключает Брестский мир, при этом Ленин убеждает своих колеблющихся товарищей: это не надолго, германская революция на пороге. И в ноябре того же восемнадцатого года, словно по расписанию, свершается революция в Германии.  В девятнадцатом году большевики стоят на пороге, как кажется, неминуемого поражения в Гражданской войне, сопровождаемой «интервенцией четырнадцати государств». Но в двадцатом году уже армии Тухачевского и Егорова рвутся, «через труп белой Польши» к границам Германии. Всё идёт как доктор прописал, по рецептам Маркса и Энгельса. 

В 1919 году, самом трудном году Советской власти, в Москве собирается Первый конгресс Коммунистического интернационала. Разумеется, Ленин был далёк от мысли руководить мировой революцией из чуть ли не осаждённой Москвы. Сама Российская коммунистическая партия вошла в Коминтерн лишь на правах одной из его многочисленных секций, и долгое время именно так себя позиционировала даже на обложках своих партийных билетов. Бывали случаи, когда Исполком Коминтерна принимал директивные решения и в адрес самой РКП (Б).  

В двадцатом году Польша отбила натиск Красной Армии, но азарт свершающегося великого перелома, уверенность в своей исторической правоте не могли погаснуть из-за случайного военного поражения: в поле две воли, неудачи вполне закономерны. Нужно только поднажать. В 1920-х годах пламя мировой революции продолжало разгораться: Азербайджан, Армения в двадцатом, Грузия и Монголия в двадцать первом году, изгнание японцев с Дальнего Востока и ликвидация Дальневосточной республики в двадцать третьем. Борьба шла по нарастающей, большевики одерживали одну победу за другой. 

И вот, в октябре 1923 года  над Германией прозвучал клич: «Да здравствует Советская Германия! Да здравствует Всемирная Федеративная Республика Советов! Да здравствует мировая революция!»  История была пришпорена, история понеслась вскачь, звеня золотыми подковами по черепам дураков.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
 В этот день клятые москали в очередной раз лишили нэньку возможности завоевать свободу и независимость.Вы проиграли, потому что настоящая независимость на дороге не ...
...
Что может быть лучше запаха свежего хлеба с утра? Когда, проснувшись, завариваешь себе чашку крепкого кофе, выходишь на балкон или просто открываешь окно, впускаешь в дом первые лучи яркого летнего солнца? Единственный минус - за этим самым хлебом нужно куда-то идти, что, безусловно, нар ...
Жириновский! Запрети жулью давать женщинам ложные установки. Это же самоуничтожение нации! Кульбиты в постели, прокачанные до стального скрипа ягодицы, «люблю себя, до хруста в челюстях», три высших образования, высокопоставленная должность, и вся из себя «женственная» до пошлости и ...
В России была обнаружена похожая дыра, только это дыра в бюджете. В правительстве, похоже, почувствовали кризис и собираются действовать. Проходят совещания, вот репортаж об одном из них: "Доходы бюджета от несырьевого сектора в ближайшие три года сократятся на 1,7 трлн руб., что ...