"Моторы войны" на Рогожском валу, ч.2 (СССР)
cheslav_kara — 04.01.2022 Во второй части обзора выставки "Моторы войны" на Рогожском валу в Москве мы осмотрим советскую технику во 2-м (большом) зале. Здесь стоят: Т-26, Т-60, Т-34-76, СУ-76, ФАИ-М, БА-20, БА-10, БА-64, БА-64Б, М-8-36, БМ-13-16,"Коминтерн", СТЗ-5, "Комсомолец", ГАЗ-61-73, ГАЗ-64, ГАЗ-67Б (2 шт), ГАЗ-АА (2 шт), ГАЗ-ААА, ЗиС-33, ЗиС-42, ЗиС-44, мотоциклы ТИЗ-АМ-600 и М-72, несколько арторудий.Начнем с бронетехники, затем посмотрим на тягачи и закончим автотранспортом.
Снято в декабре 2021г (кликабельно, как всегда):
1. Легкий танк Т-26 обр.1933г., с цилиндрической башней. В 1933-38гг выпущено св. 6000 ед.
Самый массовый довоенный танк РККА. Предназначался главным образом для сопровождения пехоты.
Боевая масса - 9,4 т; 45-мм пушка 20-К (бк-136 выстр.), 7.62-мм пул.ДТ; броня 15 мм; скорость - 30 км/ч; экипаж - 3 чел.;
Данный экземпляр - "сборный" из фрагментов.
, ,
2. Т-60 - легкий танк. В 1941-42 изготовлено св. 5660 ед.
Был создан, чтобы быстро возместить потери танков в начале войны. Отличался простотой, надежностью и технологичностью при производстве.
Боевая масса - 5,8-6,5 т; 20-мм пушка ТНШ-1 (мод.ШВАК), 7.62-мм пул.ДТ; броня: лоб до 35 мм, борта 15 мм, башня 25 мм; скорость 42 км/ч; экипаж - 2 чел.;
Данный экземпляр - "сборный" из фрагментов.
3.Средний танк Т-34, образца 1941г (с пушкой Ф-34). Всего в 1940-43гг выпущено св.35 000 Т-34 с 76-мм пушками.
Боевая масса - 28,5 т; 76-мм пушка Ф-34 (бк-100 выстр.), 2 7,62-мм пул ДТ; броня 45 мм; скорость - 54 км/ч; экипаж 4 чел;
Данный экземпляр восстановлен из фрагментов, шасси "сборное" из танков 1941 г.в., башня завода №112 выпуска 1942г.
,
4. ФАИ-М - легкий бронеавтомобиль; корпус от ФАИ, установленный на шасси ГАЗ-М1. Всего в 1933-35, 1938-39гг выпущено 697 ед. ФАИ и ФАИ-М.
Боевая масса 2,28 т; 4х2; 50 л.с.; 1 7,62-мм пулемет ДТ; 83 км/ч; броня 4-6 мм; экипаж 2-3 чел.
Данный экземпляр погиб в сентябре 1941г в районе Петрозаводска.
(напомню, броневик ФАИ стоит в 1-м зале)
5. БА-20 - легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-М1. В 1936-41гг изг. 2013 шт. (считая и БА-20М).
Боевая масса 2,52 т; 4х2; 54 л.с.; 1 7,62-мм пул. ДТ; до 90 км/ч; броня 4-6 мм; экипаж 2-3 чел.
Данный экземпляр - "сборный" из фрагментов.
6. БА-10 - средний (пушечный) бронеавтомобиль; на модифицированном шасси ГАЗ-ААА (6х4). В 1938-41гг выпущено около 3400 ед. (самый массовый в СССР в своем классе).
Боевая масса 5,1 т; 6х4; 50 л.с.; 1 45-мм пушка, 2 7,62-мм пулемета ДТ; 52 км/ч; броня 6-10 мм; экипаж 4 чел.
Второй экземпляр в данном музее (первый стоит в 1-м зале).
7. БА-64 - легкий бронеавтомобиль на шасси ГАЗ-64. Это первоначальный вариант броневика - с "узкой колеёй". В 1942-43гг выпущено 3900 ед.
Боевая масса 2,36 т; 54 л.с.; 4х4; 1 7,62-мм пулемет ДТ; 80 км/ч; броня 6-12(15) мм; экипаж 2 чел.
Данный экземпляр - единственный существующий БА-64 ("узкий"), восстановлен из фрагментов.
8. БА-64Б - на шасси ГАЗ-67Б (с "расширенной" колеёй). Выпускался с середины 1943г.
Всего 1942-43гг выпущено 9063 ед. БА-64 и БА-64Б - самый массовый и последний броневик в своем классе в СССР.
9. Су-76М - легкая САУ на базе танка Т-70. Самая массовая советская САУ - в 1942-45гг выпущено свыше 14 000 ед. разных модификаций.
Боевая масса - 11 т; 2х70 л.с.; 76-мм пушка ЗиС-3 (бк- 60 выстрелов); скорость по шоссе - 45 км/ч; экипаж - 4 чел.
,
10. М-8-36 - 82-мм 36-зарядная РСЗО (гвардейский миномет") на шасси ЗиС-6 (6х4). В 1941г изг.270 ед.
Данный экземпляр - единственный сохранившийся, восстановлен из фрагментов.
, ,
11. Гвардейский миномет М-13 (БМ-13-16) на шасси Studebaker US6 (снаряж. масса 6200 кг; 6х6; 95 л.с.; 72 км/ч)
16 ракет калибра 132 мм - самый массовый вариант "Катюши", всего выпущено св.6800 ед.
12. "Коминтерн" - тяжелый быстроходный арттягач. В 1934-40гг изг. 1798 ед.
Масса - 10,5 т; 130 л.с.; 30 км/ч; масса прицепа - до 10 т.
Данный экземпляр - единственный на ходу из 3 сохранившихся.
, ,
13. СТЗ-5 - быстроходный тягач. В 1937-42гг выпущено св.12000 ед.
Масса - 5,7 т; 52 л.с.; 30 км/ч; масса прицепа - до 7 т.
,
14. "Комсомолец" - легкий бронированный арттягач. В 1937-41 гг изг. 7789 ед.
Масса - 3,5 т; 54 л.с.; 47 км/ч; 1 7.62-мм пул.ДТ; броня 7-10 мм.
В музее выставлены 2 экземпляра "Комсомольца", один из них - с 45-мм противотанковой пушкой, штатным буксировщиком которой он и являлся.
, ,
15. ГАЗ-61-73 - полноприводный командирский а/м. В 1941г выпущено 167 ед.
Масса - 1650 кг; 85 л.с.; 4х4; 100 км/ч; 5 чел (г/п 600 кг).
Данный экземпляр был выпущен с кузовом фаэтон (ГАЗ-61-40, их было всего 5 шт) и передан генерал-полковнику Коневу (будущему маршалу). Вскоре кузов был заменен на седан и в таком виде машина прошла с Коневым всю войну.
,
16. ГАЗ-64 - полноприводный командирский а/м ("русский джип", "Иван-виллис"). В 1941-43гг изг. 552 ед.
Масса - 1000 кг; 54 л.с.; 4х4; 100 км/ч; 4 чел. На его базе выпускался броневик БА-64.
17. ГАЗ-67Б - полноприводный командирский и многоцелевой а/м, модификация ГАЗ-64 и ГАЗ-67 с более широкой колеёй. С 1943г по 1953г выпущено св.92800 ед. (считая и ГАЗ-67; из них в годы войны, по разным данным, от 2500 до 4850 шт.)
В музее стоят 2 экземпляра ГАЗ-67Б.
,
18. ГАЗ-АА - "полуторка", самый массовый а/м предвоенного и военного СССР. На основе конструкции Ford-A. После модернизации с установкой более мощного мотора в 1938г стал также обозначаться как ГАЗ-ММ. Всего с 1932 по 1950г было выпущено около 985 000 ГАЗ-АА всех модификаций.
В музее представлены 3 "полуторки". Одна - в варианте хлебного фургона в 1-м зале.
Бортовой грузовик ГАЗ-ММ-82-120:
Масса - 1000 кг; 54 л.с.; 4х2; 70 км/ч; г/п 1500 кг.
ГАЗ-ММ-91-120 - упрощенный военный вариант. Выпускался в 1942-43гг.
19. ГАЗ-ААА - трехосная (6х4) версия полуторки ГАЗ-АА.
В 1934 - 1943гг изг. 37 373 ед. (в т.ч. св.3800 шасси для броневиков БА-6/10). Часто использовались как основа для спецмашин.
Масса 2500 кг, 40/50 л.с., г/п 2000 кг.
Данная машина в варианте бензовоза - сборная: шасси с о-ва Шумшу, бочка с насосом - из Белгородской(?) области.
, ,
20. ЗиС-33 - полугусеничный грузовик на основе ЗиС-5. В 1940-41гг изг. 4539 шт.
Попытка получить полугусеничный а/м "малой кровью" путем дооборудования ЗиС-5 гусеничным движителем, снимаемым при необходимости. Конструкция оказалась неудачной, и все ЗиС-33, как и данный экземпляр, в конце концов были переоборудованы в обычные ЗиС-5.
Масса 4400 кг; 73 л.с.; 45 км/ч; г/п 3000 кг.
21. ЗиС-42 - самый удачный советский полугусеничный а/м. С 1942 по 1946г выпущено 6372 ед. (считая и ЗиС-42М).
Использовался в основном как тягач дивизионной артиллерии.
Масса 5130 кг; 73 л.с. (86 л.с. у ЗиС-42М); 35 км/ч; г/п 2250 кг.
Данный экземпляр - единственный уцелевший ЗиС-42 выпуска 1942г.
22. ЗиС-44 - санитарный автобус на базе ЗиС-5В. В 1942-47гг изг. 517 (по др. данным - 400) ед.
Вмещал 4-7 лежачих или до 18 сидячих раненых.
23. КП-3-37 - кухня полевая, обр. 1937г. Самая большая полевая кухня РККА межвоенного периода, на 3 котла.
За ней виден 120-мм полковой миномет (видимо ПМ-38, обр. 1938г).
24. Также в экспозиции есть несколько артиллерийских орудий: 76-мм дивизионное орудие ЗиС-3, 57-мм противотанковая ЗиС-2 и две 45-мм противотанковых 53-К.
О мотоциклах ТИЗ-АМ-600 и М-72 рассказ будет в отдельном посте.
-
1-я часть обзора (первый зал)
-
Адрес: Москва, ул.Рогожский вал, 9, стр.2 (м. Римская/Площадь Ильича; D2 "Москва-Товарная")
Точка на Яндекс-картах
Стр. на Facebook
Оплата пока принимается только наличными.
По выходным в 12.00 происходит "динамический показ" - один из ходовых экспонатов совершает несколько кругов по залу или по двору.
|
</> |