Моторы пламенем пылали.

топ 100 блогов Андрей Лебедев25.02.2012

          Моторы пламенем пылали.

         Танковые войска времен 20-го века являлись одним из главных родов  войск во многих армиях мира того времени. Но особенно их почитали и уважали в Советском Союзе, даже тогдашний глава советского государства И.Сталин, скупой на похвалы и награды, как то по особенному относился к танкистам,   еще не задолго до окончания  войны,  в 1944 году,  в стране начали отмечать   День танкиста, который стал официальным праздником этого героического рода войск, с тех времен каждую вторую неделю сентября его отмечают и поныне.

         А в  середине 40-х годов,  летчиков и танкистов за их заслуги в войне вождь выделил уже особо, приказал их всех одеть  в специальную, улучшенного   покроя военную форму одежды, чтобы они отличались от других войск, у танкистов к тому же появились фуражки с бархатным околышком,  вся остальная армия, практически до середины 50-х годов  по-прежнему была одета в военную форму образца 1943г., эта забота и внимание со стороны руководства, да и большинства советского народа  не удивительны, так  как это уважение  было выстрадано и заслужено советскими танкистами на полях жесточайших сражений второй мировой войны.

         Танкисты  на войне  являлись   самыми настоящими смертниками, так как танк на поле боя подвергается самому активному огневому воздействию со стороны противника, цель не маленькая к тому же загруженная боекомплектом и горючим, при удачном попадании в него снаряда все это не редко просто взлетало на воздух вместе со всем экипажем.

          Поэтому и взаимоотношения среди бойцов в экипаже отличались  от тех,  кто служил в других войсках, товарищество и взаимовыручка это главное что отличало танкистов, нигде не был так близок к солдату офицер, как у танкистов, они все входили в состав одного экипажа, ели из одного котелка и часто  все вместе находились в замкнутом пространстве боевого отделения танка. Одному  в бою было просто не выжить, танк это коллективное оружие, да и  просто самому без помощи товарища не выбраться  из боевого отделения особенно в случае когда ты не дай бог получишь ранение и твою боевую машину подобьют.

          Особенности фронтовой обстановки складывались иногда так, что бойцам приходилось целыми неделями, а то и месяцами проживать в своей боевой машине как в родном доме,  бывало и так, что свой смертный час бойцы принимали в бою в этой же боевой машине в ней же после боя и оставались навечно. Сколько таких стальных могил до сих пор скрыты на дне озер и болот на  необъятных просторах нашей страны так до сих пор и остается неизвестным.

        Пройти всю войну в составе  одного танкового экипажа по воспоминаниям ветеранов не удалось практически никому из них, все те, кто пережил войну и дошел до Берлина или Праги сменили за войну по пять, семь, а то и десять экипажей.

        В конце второй мировой войны в танковых войсках Красной Армии  всего насчитывалось 6 танковых армий, 14 отдельных танковых и 7 механизированных корпусов, таким образом, под командованием Ставки во время войны постоянно находилось более 35 300 танков и самоходно-артиллерийских установок.

       Понесённые в ходе войны потери танковых войск  поистине огромные, они оцениваются  порядка в 63 229 танков и САУ различных типов и модификаций, и это не удивительно, так как  все последние три года войны,  РККА  постоянно только наступала.       Если в начальный период войны 1941-42гг. по своим ТТХ советская бронетехника превосходила германскую, то к Курскому танковому сражению это превосходство было упущено, как говорили германские генералы «Красная Армия  слишком долго почивала на лаврах своего танкового технического превосходства и не заметила, как противник к 1943 году это ее превосходство ликвидировал».

          В результате советским танкистам, в течение всего 1943 года  приходилось свое техническое отставание  на поле боя компенсировать  маневром и скоростью, а это было далеко не так просто,  по полю боя необходимо было передвигаться  на большой скорости, постоянно маневрировать, использовать складки местности, а чтобы наверняка пробить броню   не только «тигра», но даже основной тогдашней рабочей лошадки германского панцерваффе Т-IY и то, было необходимо подойти к немецкому танку как минимум хотя бы на 500, а то и 300 метров, то есть практически в упор на пистолетный выстрел,  иначе никак из76 мм  орудия в лоб немецкий танк было не взять,  это позже когда появились на Т-34  грабовские 85мм пушки, а также ИСЫ  и различные другие мощные САУ которые одним своим снарядом могли снести башню любому германскому танку, но это было потом, а под Курском увы, уступали немцу в качестве БТТ, главное тогда по словам непосредственных участников сражения было не останавливаться,  а  если остановился, то  это все, немец через свою лучшую в мире цейсовскую оптику  успеет прицелиться  и пробьет тебя прямо в лоб, а дальше больше, осколками своей же брони внутри посечет твоих товарищей из экипажа, а вспыхнувшее внутри боевого отделения пламя довершит свое гнусное дело и все это доведет до трагического конца, если люк не забыл оставить открытым или  привязал его ремешком, то тогда еще сможешь  выбраться из своего танка, есть у тебя шанс уцелеть, иначе твой танк  станет для тебя и твоих товарищей настоящим железным гробом и братской могилой.

       Но самое страшное у танкистов это были ранения и увечья, поражения от стрелкового оружия у них бывали сравнительно редкими, в основном гибли от осколков и самое страшное это от ожогов, ожоги иногда достигали 80% всей поверхности тела, нередко бывало, что экипажи горели заживо, выбраться из боевого отделения не позволяли полученные ранения или заклинившие люки. По окончании боя  тыловым техническим подразделениям не редко приходилось разрезать люки автогеном, чтобы извлечь из танка его сгоревший заживо экипаж.  Не редко танкиста можно было определить по обезображенному от ожогов лицу,  это рассказы не из книжек про войну, а из первых рук, правда рассказы эти из 70-х, от ветеранов, кому из них удалось выбраться из своих подбитых танков и уцелеть, кого сейчас уже нет в живых, все те, кто  уже померли от старости и болезней.

         А вот ребятам танкистам которых на днях нашли немецкие поисковики в г.Росток, тогда в 1945-м  так и не  удалось выбраться из своего танка, повезло хоть сейчас, что нашли их,  теперь  хотя бы  похоронят  по людски, со всеми почестями, а родным если живы, можно будет приехать их проведать, вечная им память.   

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пока я вынашиваю что ответить на другие письма, отвечу на это - пришедшее вчера, потому что тут сразу могу что-то сказать. "... У меня квартирный вопрос. Мне 40 лет, есть почти взрослая дочь. И мама. И все втроем мы живем в маминой маленькой двушке, - письмо в рубрику_ответов . Всю ...
Все таки "обеспокоенность" слишком уж частыми фактами гибели известных полевых командиров ВСН достигла такого уровня, что от нее нельзя уже просто отмахнуться. ФСБ решило продемонстрировать, что в чем то тоже разбираются, а не только ездой на геледвагенах. Появилось видео допроса ...
Сейчас истерически разбираю все шкафы, меня это узбагаивает. В результате нашла, о божечки, свои «украшения», которые носила в 17 лет. Пластиковые браслеты, Карл. У всех были такие? А вот эти цепи, тоже пластиковые, наматывала на шею, отлично помню, как в школьном КВН-е они спасли ...
У важаемые читатели власть имущие на Западе как я подозреваю довольно давно поняли изьяны рыночной экономики.  Есть две экономики одна рыночная и другая плановая. Плановую экономику СССР сгубила глупость. Пытаясь охватить планом буквально всё, что производилось в стране планируещие ...
. Есть у нас в городе Берёзовка Гродненской области стеклозавод "Нёман". Прекрасный завод, выпускаюшчый продукцию не хуже хвалёного богемского стекла. Правда, немного убыточный. Сто миллионов долларов убытка...Согласитесь, немало, учитывая, что львиная доля продукции идёт на экспорт. ...