
Мотор-колонна

Рассказ о ранних "добензиновых" двигателях внутреннего сгорания стоит дополнить описанием самого успешного из них - "гравитационно-атмосферного" газового мотора немецкого изобретателя Николауса Отто, запатентованного в 1864 году. Он оказался в пять раз экономичнее двигателя Ленуара, а потому впервые смог составить серьезную конкуренцию паровым машинам.
"Отто-мотор" представлял собой высокую изящную колонну, она же - цилиндр. Это было время красивых, а не просто утилитарных машин, поэтому ее нередко оформляли в "архитектурном" стиле. Поршень внутри нее двигался вверх-вниз на метр-полтора, в зависимости от размеров двигателя. Вверху крепился массивный маховик, на который движение поршня передавалось с помощью шестерни и зубчатой рейки.
Характерной особенностью мотора было то, что рабочий ход поршня осуществлялся не при его движении вверх под напором топливных газов, а при падении вниз под действием собственного веса. При "скачке" поршня вверх специальный храповой механизм расцеплял рейку с маховиком.
Двигатели Отто выпускались полтора десятилетия. Их было продано около пяти тысяч, то есть, примерно в 10 раз больше, чем двигателей Ленуара. Многие из них сохранились до сих пор, в том числе и в исправном состоянии (жаль только, что не у нас). Работа одного из них показана в видеоролике. Внизу - чертеж "Отто-мотора", подборка музейных фотографий и снимок передаточного механизма крупным планом. Не правда ли, замечательная конструкция?


|
</> |
