
Мотивация к изучению иностранного языка


- Почему вы не выполнили предписание суда похудеть в течение трёх месяцев на 50 килограммов, чтобы уместить свою задницу на электрический стул?
- Ваша честь, у меня не было достаточной мотивации.
© Анекдот
Ещё одна тема, которая постоянно всплывает не только в дебатах внутри соцсетей, но и в реале: как учили иностранному языку раньше и как учат сейчас. В основном с упором на то, что раньше, в советские времена, язык учили хуже. Вот сейчас, когда есть куча языковых школ, лингвистических академий, репетиторов и нужной литературы в свободном доступе - совсем другое дело. А тогда, мол, на немецком к десятому классу школьник мог разве что потребовать понять руки вверх и предъявить документы.
Мой личный пример и жизненный опыт в этом плане мало показательны: английский я учил самостоятельно, по привезённым когда-то из Ливии английским учебникам для иностранных студентов. Учил долго, упорно, зато в школе меня особо и не спрашивали - знали, что отвечу. Соответственно, за ходом занятий я следил мало. А вот Оксана изучала немецкий именно в рамках школьной программы. До десятого класса, потом чуток на первых курсах института - но и всё. И сейчас, когда мы все вместе ходим на немецкий, преподаватель удивляется - дескать, надо же, как знания сохранились. Не до такой степени, чтобы можно было взять и заговорить, но тем не менее база осталась.
В целом же, пожалуй, соглашусь с мнением большинства: тот уровень, которым обладали выпускники обычных средних школ, с обычной, не углУбленной и не расширенной программой иностранного, был очень и очень скромен. И, на мой взгляд, дело тут даже не в качетве преподавания, как таковом - в конце концов, при желании даже по учебникам в рамках школьной программы можно было для себя кое-что усвоить.
Дело, как мне кажется, в отсутствии должной мотивации. Не будем ахать по поводу знания английского, немецкого и латыни среди дворянства в прошлые века: во-первых, сколько того дворянства в процентном отношении к общему населению страны, а во-вторых, у них-то мотивация как раз была. И по службе, и по родственным связям, и по поездкам, да и просто комильфо. Та же латынь, вроде как мертвый язык - но медикам что тех времён, что современным, деваться некуда: non est medicina sine lingua latina. С этим как раз всё ясно.
Но вот скажите мне, пожалуйста: ну какой интерес тогдашнему среднестатистическому школьнику был учить английский или немецкий? Нет, сразу после войны ещё ладно: язык вероятного противника, всё такое. Но потом-то зачем? Если только ты не собираешься податься в разведчики или в дипломаты - особо незачем. Поехать за границу? Ну разве что ты вчера закончил ковку, ты два плана залудил, и в загранкомандировку от завода угодил ©. Да и то - кроме как в страны соцлагеря, тебе вряд ли светило куда-то ещё попасть. Да и туда-то вероятность, скажем, сильно ниже средней. Читать Диккенса, Хэмингуэя, Гёте и Шиллера в оригинале? Вы покажите такого школьника, который всерьёз собирался это делать. Опять же, доступность тех самых оригиналов... Опять же, обещали мировую революцию...
Вероятно, с тем же немецким было проще - не как с самим языком, а как с его носителями: у нас вон сколько поволжских немцев было, да и сейчас не все в Германию уехали, а многие так и вернулись. Но тоже не в каждой школе был такой харизматичный преподаватель, какой, к примеру, достался моей маме.
И если уж говорить о мотивации - посмотрите, как активно в те годы изучался в союзных республиках русский язык. Да, я понимаю, государственный. Да, без его знания в Союзе никак и никуда. Но вот она вам, жёсткая мотивация. И, соответственно, результат. Да и теперь: даром что в тех краях давно его не преподают как обязательный, даром что в какой-то момент его кое-где активно пытались забыть, но кому надо - те учат.
Точно так же и с иностранным сейчас: кто-то хочет свободно общаться в туристических поездках, кто-то облизывается на работу, а то и на ПМЖ за рубежом, у кого-то есть иные соображения. Да и куча нужной документации и литературы сейчас на иностранном. Мы вот с Оксаной ни на что не облизываемся, но выбрали изучение немецкого, чтобы немного расшевелить мозги и провести профилактику деменции. Опять же, вы сами могли заметить, как на интерес к языкам влияет появление на мировой арене - и на наших рынках тоже, как следствие - новых игроков. Ну кто мог подумать, что китайский станут у нас так массово изучать?
У вас-то самих была ли мотивация учить иностранный? И если да, то какая, если не секрет?
|
</> |