Мост в прошлое
tver777 — 12.03.2025
Поездку к заброшенному арочному железнодорожному мосту через реку Ярынья в Новгородской области мы планировали уже достаточно давно и лишь в первых числах мая смогли реализовать свои планы. Казалось, что жизнь в условиях эпидемии замерла, но на деле все было иначе. Уставшие люди бегут от негатива, транспорт хотя и с перебоями, но работает. Словом, жизнь продолжается.
История появления объекта, ставшего целью нашего путешествия, такова. Вскоре после начала Первой мировой войны было решено проложить железную дорогу, которая связала бы центр страны с северо-западом, разгрузив Петроград. В случае реализации этого проекта важным транспортным узлом делался Новгород. Предполагалось построить железнодорожные ветки Нарва – Новгород – Валдай, а также Петроград – Новгород – Смоленск – Орёл. В 1914 – 1916 годах удалось построить лишь два участка: Луга – Новгород и Валдай – Крестцы. Дальнейшей реализации проекта помешала революция.
Построенный участок железной дороги между Валдаем и Крестцами использовался как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Сооружавшаяся в годы Первой мировой войны эта дорога послужила для транспортировки военных грузов и во время Великой Отечественной. Пассажирское сообщение здесь прекратилось в 1992 году, грузовые перевозки местного значения продолжались до 2011 года. Насколько известно, последний поезд по мосту через Ярынью прошел в 2006 году. Обидно, что данный объект, благополучно переживший столь бурный для нашей страны XX век, в нынешний период стабильности оказался ненужным и заброшенным. Как писал классик, «…вечностью жерлом пожрется и общей не уйдет судьбы».
Из Твери 1 мая отправилась компания из девяти человек, которые по железной дороге добрались до Валдая Новгородской области, где заночевали. И лишь на следующий день они пешком отправились к реке Ярынья прямо по железнодорожным путям на расстояние 30 км. Еще двое человек, в том числе и автор данного текста, выдвинулись из Твери 2 мая. Мы добирались на электричке и далее автотранспортом до указателя на трассе М 10 «Река Ярынья». Эта речушка является притоком более крупной реки Полометь, которая впадает в знаменитое озеро Ильмень, где расположен сам Новгород. С правой стороны на трассе можно было увидеть указатель «Колокола», куда и следовало сворачивать.
К этой деревушке ведет проселочная дорога, которая километра через три пересекает старые железнодорожные пути. В этом месте довелось повстречать наряд полиции, который интересовался целью посещения эти мест. Против туристов они ничего не имели, хотя официально область была закрыта. Здесь следовало свернуть направо и около километра пройти пешком по однопутному железнодорожному полотну, окруженному достаточно густой растительностью, которая в нескольких местах перегораживает дорогу. Бросается в глаза, что шпалы на путях еще старые, деревянные. Рельсы во многих местах уже отсутствуют. Причем видно, что их снимали не промышленным, а кустарным способом.
Сам мост через Ярынью производит достаточно сильное впечатление. Лучше его можно рассмотреть, спустившись по довольно крутому берегу к самой реке. Имеющий высоту 18 метров от уровня воды мост кажется легким и изящным, напоминая своими пропорциями древнеримские акведуки. При этом он в течение десятилетий выдерживал вес тяжелых железнодорожных составов и достаточно хорошо сохранился до нашего времени. Сам мост железобетонный, его опоры каменные, облицованы тесаным гранитом. Просто удивительно, что во время войны, возводя в такой глуши чисто утилитарный объект, такое внимание уделили его эстетической составляющей.
Недалеко от моста на железнодорожной насыпи валяется артефакт XIX века: рельс, как следует из надписи на нем, произведенный на Демидовском заводе в 1888 году. Среди тех рельсов, что еще лежат на путях, встречаются советские 1940 года, а также американские 1943 года от фирмы Lackawanna Steel Company. Последние, вероятно, поставлялись в нашу страну по ленд-лизу.
Мы вдвоем добрались до моста днем 2 мая. Место оказалось весьма оживленным. Близ железнодорожного пути разбили лагерь любители банджи-джампинга, которые прыгали на своих веревках с моста.
Периодически приходили и уходили еще и другие путешественники. Ситуация весьма живо напомнила египетский Карнак, где из-за обилия туристов весьма сложно было фотографировать памятники архитектуры: кто-нибудь посторонний так и норовил «влезть» в кадр. Наша тверская компания собралась в полном составе только ближе к вечеру.
Как водится в таких случаях, поставили палатки, развели костер.
На утро мы стали собираться в обратный путь, который было решено проделать небольшими группами автостопом.
В заключение хотелось бы порекомендовать читателям обязательно посетить данный мост через Ярынью.
Над проектом работали: Евгений Романов, Сергей Кузнецов
|
|
</> |















Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
Они пришли за своим... Не более того... И не нужно тут
Скандинавский змеедракон
Пугачева скорбит...
В Сочи цветёт... чай
Шапаев Фёдор Васильевич (1927 - 2018)
добрый доктор Айболит
4 ноября ● "День народного единства России", "Всемирный день животных" и не

