Москва в XXIII веке


В 1914 году по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем» вышел набор из восьми футуристических открыток «Москва в XXIII веке» или «Москва будущего» — цикл из восьми почтовых карточек, художник пофантазировал о том, каким будет город через 300 лет.
На оборотной стороне каждой карточки размещена краткая аннотация
к рисунку; а на карточке № 1 — ко всей серии:
"Оглядываться с сожалением на прекрасное прошлое — задача не только
трудная, но просто неприятная. Как бы прекрасно ни было прошлое,
раз оно прошло, говорить о нем нечего. Предоставляя мудрым
историкам описывать и изучать минувшие времена, мы, составители
предлагаемого краткого альбома, имели в виду заглянуть, по мере
наших сил и пестроты красочной Фантазии, в более или менее
отдаленное будущее нашей всем милой и всем знакомой матушки Москвы.
Каждому, кто знает и любит Москву, небезынтересно будет мысленно
взглянуть на то, что будет с Москвою и её обитателями
приблизительно через 200—300 лет. Вот какие картины открываются
нашим взорам на основании более или менее логических выводов".

"Центральный вокзал
Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и
холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения.
Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, всё идёт чрезвычайно быстро,
планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух.
Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм".
Интересный факт: на этой карточке изображен Центральный вокзал
Москвы, строительство которого предлагалось в начале XX века, но
впоследствии потеряло свою актуальность.

Москворецкий мост
Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами
представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы
видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ,
синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной
воздушной дороги…

"Лубянская площадь
Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят чёткие линии
светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги.
Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского
Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По
мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного
русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времён. В
синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу
с запасом шоколада для розничных магазинов".
Подпись к карточке «Лубянская площадь» является примером неявной
коммерческой рекламы фирмы-производителя, ныне называемой
продакт-плейсмент: В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль
Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных
магазинов.
Современное здание ФСБ на Лубянской площади (бывшее здание
страхового общества «Россия», архитектор Щусев) после нескольких
реконструкций насчитывает 9 этажей; в здании, изображённом на
открытке, 11 этажей.
Еще один удивительный момент: здание магазина «Детский мир»,
построенное в 1957 году, выглядит почти так же и находится там же,
где изображено на карточке 1914 года.

"Река Москва
Оживлённые, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По
прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся
огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные
пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый.
Военный упразднён после мирного договора в Гааге. В шумной гавани
видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо
Москва-река сделалась мировым торговым портом".
Мост через Москву-реку похож по конструкции на ныне существующий
Крымский мост, построенный в 1936—1938 гг. — на открытке отчётливо
виден центральный пролёт, подвешенный на цепях.

"Петровский парк
Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до
неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём
сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные
фонтаны. Лишённый микробов и пыли, совершенно чистый воздух
прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах
XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где,
бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды".

"Красная площадь
Красная площадь. Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов,
сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и
Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие
пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200".
В перспективе Красной площади слева от здания Исторического музея
предугадано будущее здание-параллелепипед гостиницы «Интурист»
(построено в 1969—1970 гг., в 2002 г. снесено).

"Петербургское шоссе
Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся
Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья
москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для
удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком
превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят,
скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают
традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке
Москва верна своим обычаям".
Изображённые на открытке «Санкт-Петербургское шоссе» аэросани
опасны для пешеходов и других экипажей, поскольку их винт находится
спереди (тянущий) и ничем не защищён (нет сетчатого защитного
кожуха). Первые справа аэросани карточки «Санкт-Петербургское
шоссе» — фирмы Роллс-Ройс.

"Театральная площадь
Театральная площадь. Темп жизни усилился в сто раз. Всюду
молниеносное движение колёсных, крылатых, пропеллерных и прочих
аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз
в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные
отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под
мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы
видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение
прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и
множество воздушных пролёток".
Насчёт здания ЦУМа (бывшего магазина «Мюр и Мерилиз»), на открытке
вдвое превосходящего по высоте Большой театр, художник не угадал;
здание разрослось не в высоту, а в длину, новое помещение построено
в 1974 г. на месте бывших Голофтеевского и Александровского
пассажей, в 2007 г. расширено почти до красной линии Кузнецкого
моста.

