Москва — третий Рим: эволюция смысла

топ 100 блогов sergeytsvetkov15.09.2016
Москва — третий Рим: эволюция смысла
Москва — третий Рим. Чего в этом выражении больше: исторического оптимизма или пессимизма?

В 1453 г. произошло событие, имевшее всемирно-историческое значение: турки захватили Константинополь столицу вселенского православия.
Падение Константинополя показалось русским людям страшным знамением приближения конца света. «Грядет ночь, жития нашего окончание», скажет вскоре преподобный Иосиф Волоцкий. Позднее князь Курбский оценит это событие так: "яко разрешен бысть Сотона от темницы своей...". Замечу в скобках, что в конце 1999 года мы были свидетелями подобных настроений, когда мир готовился встретить миллениум.

Вот в таких перспективах эсхатологического беспокойства и стали вырисовываться первые очертания теории «третьего Рима».

В эпоху средневековья был чрезвычайно популярен образ странствующего Царства, или Града. Подразумевалось, что мировой центр христианства как бы кочует из страны в страну по мере того, как рушатся столицы и исчезают империи: Иерусалим передает свое священное значение Риму, Рим Константинополю. Ну, а дальше? Где же должен обосноваться Священный Град после падения Константинополя?

На Руси, конечно, не прошло незамеченным, что вслед за «пленением» Царьграда удельные русские княжества окончательно объединились под властью московского государя в единое православное государство, которое стало широко благотворительствовать угнетенным православным народам, особенно грекам. Русская мысль не замедлила соединить оба эти события причинно-следственной связью. Так родилась идея «Москвы третьего Рима».

О ее авторе монахе псковского Елеазарова монастыря Филофее, жившем на рубеже XV-XVI вв., известно немногое. Сам о себе он пишет в традиционном для русских книжников самоуничижительном стиле: «человек сельский, учился буквам благодатного закона (т. е. Священному Писанию), а еллинских борзостей не текох (т. е. античной философии не обучен), с мудрыми философами в беседе не бывал».

Однако сохранившаяся заметка его современника сообщает, что Филофей был образованным человеком («премудрости словес знаем»). Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику дьяку Михаилу Григорьевичу Мунехину и великому князю Василию III.

В этих посланиях Филофей пишет, что Греческое царство разорилось и не воскреснет более, а стены древнего Рима хотя еще не пленены неверными, но души католиков уже пленены дьяволом. Поэтому ныне во всей вселенной в одном только богоспасаемом граде Москве Православная Церковь паче солнца светится, и московский государь во всей поднебесной единый христианам царь. И дальше Филофей чеканит свою знаменитую формулу: «Два Рима падоша, третий (Москва) стоит, а четвертому не быти». Значит, Москва не только третий Рим, но и последний. Другими словами, Филофей предостерегает: наступила последняя эпоха, конец приближается. Следовательно, силой самой истории московский государь становится единственным защитником вселенского православия. С тем большим смирением и с "великим опасением" подобает блюсти и хранить чистоту веры.

Впоследствии теория Филофея включалась в состав других литературных произведений, а также воспроизводилась средствами живописи. Отдельные ее формулы нашли отражение в чине венчания Ивана IV на царство.

Обещанного конца света русские люди терпеливо ждали лет пятьдесят. А потом, когда страхи улеглись, эсхатологическая формула Филофея была перетолкована в оптимистическом смысле: что Москва в качестве столицы христианского мира будет стоять долго-долго, до скончания века.

Вот с этим-то значением «Москвы третьего Рима» мы с вами, друзья, и живем по сей день. И видим, что на роль четвертого Рима и в самом деле претендентов пока что нет. А вот на роль Содома и Гоморры очередь выстроилась длинная…

Оригинал статьи на моем сайте "Забытые истории".
-----------------------------------------------------------------------------
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт
Забытые истории всемирная история в очерках и рассказах

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Упрямые шведы снова установили своего козла инфографика View Poll: #1992022 ...
Логика случая. О природе и происхождении биологической эволюции. Е. Кунин. 2014. Это пересказ. За пересказ ответственность не на авторе, в расхождениях с текстом виноват я. Лучше воспринимать этот текст как палец, указывающий на книгу. Благодарить за книгу, помимо автора, надо ...
Публикация из журнала «Мурзилка» 1966 года с иллюстрациями Бориса Кыштымова и Эрика Беньяминсона: Мурзилка. 1966. № 10 ...
в Ялте на набережной стоят вот такие крылья - любой может встать и запечатлеться с крыльями какангел ̷я̷ ̷б̷ы̷л̷о̷ ̷п̷р̷и̷м̷е̷р̷и̷л̷а̷с̷ь̷ ̷н̷о̷ ̷п̷е̷р̷е̷д̷у̷м̷а̷л̷а̷ ̷-̷ ̷к̷р̷ы̷л̷ь̷я̷ ̷н̷е̷ ̷р̷о̷ж̷к̷и̷ ̷в̷с̷е̷-̷т̷а̷к̷и̷.̷ ̷ я никогда не ощущала себя частью общей мистерии перехода из ...
к вечернему кофе. Это такой кекс)) Кстати, очень вкусный оказался. ...