Москва. ГЭС-2 и усадьба Аверкия Кириллова.
babs71 — 01.02.2023
Еще одним объектом, который я посетил во время летней поездки в
Москву, стало здание ГЭС-2.
Эта электростанция была построена в 1905-1907 году и предназначалась для питания сети городского трамвая.

Автором здания был архитектор Василий Николаевич Башкиров, оформивший его в русском стиле. Впрочем, надо отметить, что однозначно русского в оформлении здания сравнительно немного: более менее об этом стиле напоминают боковые ризалиты и, разумеется, башня с шатровым верхом (в 30-е годы шатер был снесен, чтобы не портить фон построенному рядом кинотеатру "Ударник", но при последней реконструкции здания восстановлен).

Еще одно изменение первоначального облика здания - кирпичные трубы, которые были снесены в 1941-м году (из-за опасений, что их используют как ориентир для немецкой авиации).

В 2005-м году электростанцию было решено закрыть, а в 2015-2021 годах здание было реконструировано под культурный центр по проекту одного из отцов стиля хай-тек Ренцо Пиано.

Итак, подходим ко входу в здание. Рядом с ним прохаживается человек-бабочка:



Перед зданием стоит "Большая глина №4" - скульптура Урса Фишера (он просто сжал в кулаке кусок глины, а потом увеличил его в пятьдесят раз). Не знаю, как там насчет художественной ценности (лично я к contemporary art отношусь в целом отрицательно, поскольку это "искусство" тупо и упорно следует по пути дедушки Дюшана, считая, что произведением искусства является все, что художнику придет в голову так назвать), однако в качестве городской скульптуры вещь явно не является шедевром (как минимум с некоторых ракурсов она смотрится откровенно убого).

Итак, мы подошли ко входу. Теперь несколько ругательных замечаний по поводу правил конторы, которая фнукционирует в здании:
Во-первых, на вход требовалось регистрироваться по времени. Я готов понять, что это необходимо делать, когда проводятся крупные мероприятия, либо вечером и т.п. Но мы то пришли днем в будни и здание было практически пустым. Что мешает отменить регистрацию за исключением "часа пик"?
Во-вторых, как оказалось, внутрь запрещено проносить воду. Почему? А хрен их знает. Учитывая, что воду вполне можно купить и внутри здания, требованиями безопасности это объяснить невозможно. Или просто люди решили выжать из посетителей чуть больше бабла за счет продажи воды?
И в-третьих, то что разозлило меня больше всего: в здании запрещено пользоваться фотоаппаратами. Снимать можно только на мобилу. Большего кретинизма я еще не встречал, особенно во времена, когда и в Эрмитаже, и в Третьяковке можно спокойно снимать. Выглядит это как открытое издевательство к посетителям.
В целом, такая организация оставляет впечатление того, что руководят этой конторой исключительно чудаки на букву М.
А теперь, когда я слегка выпустил пар, посмотрим интерьеры здания, благо они действительно хороши:


Особенно впечатляет, разумеется, котельная:









Сохранившийся дореволюционный вентиль:



Позади здания сделана лужайка, за которой высажена березовая роща.


Среди деревьев кое-где торчат механизмы:

Высокие трубы используются для забора свежего воздуха:

Еще какой-то совриск:

Характерные для Пиано вентиляционные трубы (похожие есть и у центра Помпиду):

Какие-то фотограф с моделью как раз использовали их как фон:

Я был убежден, что ограничение на съемку фотоаппаратом распространяется только на внутренность здания, однако, как оказалось, действует это дебильное ограничение на всей территории, о чем мне и сообщил подошедший охранник. Мысленно я послал ему луч поноса, но пришлось опять вернуться к мобиле.





Дорожка из рощи ведет вверх, на эстакаду.

Под эстакадой находится сооружение очень необычного вида. Как я выяснил впоследствии, это цокольный этаж водочных складов завода Смирнова (остальные этажи разобрали)


В самом конце эстакады я огляделся, и поскольку никаких охранников в зоне видимости не было, я мысленно послал лучи поноса охранникам и всей администрации, вводящей столь дебильные правила, и вновь взялся за фотоаппарат.


Покинув территорию ГЭС-2, мы прогулялись по ее окрестностям.
С этого ракурса "Большая


Боковые фасады электростанции:






Основной целью этой прогулки была усадьба думного дьяка Аверкия Кириллова.

Главная ее достопримечательность - палаты Аверкия Кириллова, построенные в 1656-57 годах.

Здание было перестроено в 1703-1711 годах для нового владельца, дьяка оружейной палаты А. Ф. Курбатова. Именно тогда и появился вот этот центральный ризалит, пожалуй самая эффектная часть здания:






Обходим здание вокруг:













Рядом с палатами стоит церковь Николая Чудотворца на Берсеневке, построенная в 1657-м году по заказу все того же Аверкия Кириллова.









В 1775-м году к зданию была пристроена трапезная, после пожара Москвы возведенная заново в 1817-1823 годах


В 1853-54 годах к церкви была пристроена новая колокольня по проекту архитектора Н. В. Дмитриева, разобранная в советское время. Выглядела она так:

Вокруг храма кое-где стоят обломки старинных надгробий:



Неподалеку от усадьбы Кириллова находится еще одно здание - усадьба Смирновых. Внешне оно непримечательно:

Однако в основе его также лежат палаты XVII века:


Напоследок мы взбираемся на пешеходный мост и делаем с него еще несколько кадров ГЭС2 и ее окрестностей:



|
|
</> |
Консольные столики: стильные акценты в интерьере
Пригласили поработать на Праздники
Соударение с машиной. Занавес. Последняя операция
Торговое представительство России в Стокгольме вновь подверглось нападению с
По поводу еще одной программы еще одной партии
"Нам выдали новые белые IP-адреса"
Эпизоды блокады
Вечернее
Почему хотят российских учителей «переквалифицировать» в наставников

