Московское метро: работаем до последнего поезда
zyalt — 22.10.2013Все станции московского метро, за редким исключением, закрываются в час ночи. Ровно в 1 час ночи останавливаются эскалаторы для входа пассажиров и в переходах, все станции работают только на выход. В 01:03 с конечных станций отправляется последний поезд. Последние поезда на радиальных линиях проезжают центральные станции в районе 1:20—1:40. Проезжают они закрытые станции.
Вот здесь возникает вполне логичный вопрос. Почему я не могу уехать из центра домой в 1:30? Поезд идет, но войти на станцию нельзя.
Кто только не писал руководоству метрополитена об этой глупости. Были проекты от общественных организаций, были и жалобы простых пассажиров. Городские проекты тоже неоднократно обращали внимание на эту проблему. Каждый раз нам отвечали, что очень важно закрывать все станции в час ночи, так как "необходимо проводить ремонтные и профилактические работы". Другие метрополитены, кстати, вполне адекватно закрывают станции с уходом последнего поезда. Так, например, работает метро Санкт-Петербурга и Киева.
Нам стало интересно, какие такие важные профилактические работы мешают метрополитену быть удобным для пассажиров? Может быть у московского метро какие-то сильно отличные от Киева или Питера технологии и регламенты? Мы отправили на разные станции наших волонтеров, чтобы они посмотрели, что мешает пускать пассажиров на станции после часу ночи.
Наблюдение южного вестибюля метро «Улица 1905 года» 4 июля 2013г, которое проводила Катя Фефелова:
01:00 - закрылись кассы, полицейский закрыл двери станции на вход, ушел.
После этого люди спокойно попадают на станцию через двери выхода.
Дежурная у турникетов продолжает находиться на рабочем месте.
01:08 - отключили эскалаторы на спуск, входящие люди спускаются «пешком»
01:13 - пришел работник эскалаторной службы, переключил эскалатор на подъем на другой эскалатор.
01:15 - появился уборщик с ведром и шваброй, зашел в комнату полиции.
01:16 - работник эскалаторной службы очищает от граффити перила неработающего эскалатора (тот, что ранее был на подъем).
Люди продолжают беспрепятственно заходить на станцию через двери выхода.
01:19 - уборщик вышел из комнаты полиции, ушел в другое помещение.
Дежурная по турникетам продолжает находиться на рабочем месте.
01:32 - прошел последний поезд метро, после чего дежурная попросила меня выйти.
01:33 - дежурная по турникетам и полицейский закрыли станцию на выход.
В сумме, после часа ночи на станцию через двери выхода беспрепятственно попало 30-40 человек (это можно проверить по валидациям), из них три пассажира попало на станцию, минуя турникеты, т.е. без билета (дежурная на них никак не реагировала, только на одного безбилетника засвистела).
В целом, в наблюдаемый период на выходе/входе станции было спокойно, никаких противоправных действий, за исключением безбилетного проезда со стороны пассажиров, не наблюдалось. Полиция на входе/выходе со станции присутствовала только при закрытии дверей на вход и выход.
Каких-то специальных процедур, препятствующих попаданию людей на станцию в этот период зафиксировано не было, но и люди входили на станцию беспрепятственно (никто с них взяток за проход не требовал, дежурная по турникетам никак не реагировала на заходящих людей после закрытия входа в вестибюль станции, уборки или каких-то ремонтных работ, которым могли помешать пассажиры, в вестибюле станции не производилось).
В вот наблюдение на станции метро Парк Культуры (единственный вестибюль кольцевой линии, он же южный вестибюль Сокольнической линии, он же переход между этими линиями), проведенное Аркадием Флитманом:
00:51 - Вышел из подсобки с ведрами и шваброй уборщик, ушел в другую подсобку, оставив ведра у входа.
00:56 - Из подсобки вышла сотрудник в жилетке "Служба безопасности" (которая обычно ловит зайцев)
00:58 - С кольцевой поднялся полицейский
00:59 - Полицейский выключил освещение в дверях выхода, закрыл двери на выход кроме двух
01:00 - Прозвенела сирена.
01:01 - Закрылась касса. Полицейский выключил освещение в дверях входа, запер все двери на вход.
01:02 - Уборщик начал мыть пол. Полицейский, закрывавший вход, спускается по эскалатору на кольцевую
01:04 - зайцы (8 человек) входят через выход (загораживая рукой лампочку турникета).
01:05 - еще два зайца
01:06 - останавливается эскалатор на спуск на кольцевую. очевидно, его выключил полицейский, когда доехал до низа. Эскалаторы на подъем - и с Сокольнической, и с кольцевой линии - продолжают работать.
01:10 - еще один заяц через выход. Ссорится с сотрудницей службы безопасности и уходит на Сокольническую. Появляется второй уборщик: уже два уборщика моют швабами пол и тряпками турникеты, поручни, заборчики и т.п.
01:21 - Поднялся с кольцевой механик эскалаторной службы, почистил гребёнки работающих эскалаторов, ушел в подсобное помещение
01:27 - Прошёл последний поезд с пассажирами по Сокольнической линии. Всех идущих с кольцевой теперь не пускают в переход и направляют на выход в город.
01:30 - Поднялся полицейский с Сокольнической линии, остался в вестибюле
01:32 - Вышел из подсобки механик эскалаторной службы
01:36 - Механик эскалаторной службы остановил эскалатор на подъем с Сокольнической линии, после чего ушел в подсобное помещение
01:44 - Прошёл последний поезд с пассажирами по кольцевой линии
01:46 - С кольцевой линии поднялись трое полицейских
01:47 - Наблюдение закончено.
В процессе наблюдения разговаривал с сотрудниками:
- спросил у сотрудника эскалаторной службы, когда выключается эскалатор на подъем с кольцевой.
Он сказал, что по регламенту эскалатор на подъем с кольцевой работает до 02:10, но его обычно не выключают, так как на кольцевую на расстановку позднее прибывают машинисты. Они, оставив поезда, поднимаются наверх (чтобы поспать перед работой), и, поднявшись, выключают за собой эскалаторы.
- обсуждал с сотрудницей службы безопасности и полицейским с радиальной (который поднялся в 01:30) ночные маршруты наземного транспорта и собственно предложение продления входа до последнего поезда.
Сотрудница службы безопасности (немолодая женщина) не особо приняла идею, "если пускать позже, так и выходить до трёх будут, оно мне надо?", - убедить, к сожалению, не смог (что время выхода не удлиняется). Полицейский же (парень лет 20-22) согласился, что какая разница, когда сядет пассажир в один и тот же последний поезд с пассажирами: в 1:03 на "Улице Подбельского" или в 1:27 на "Парке Культуры", и сказал, что предложение разумное, что раньше он о такой идее не задумывался.
Ночные маршруты наземного транспорта оба оценивают положительно (например, хотевшего войти через выход в 01:28 человека не пустили, но рассказали, что он может проехать куда ему надо вот так вот на "Б", а потом пересесть на "Н1" и доехать до туда-то).
А вот отчет со станция метро «Сокол», западный вестибюль, подготовленный Михаилом Сальниковым:
1:00 - Приходит полицейский. Выходит через выход, подходит к дверям на вход и закрывает их. При этом двери на выход открыты.
1:02 - Кассы закрываются. Производится инкассация автоматов по продаже билетов, после чего автоматы выключают. Дежурный у турникета остаётся на месте.
1:00-1:16 Постоянно ходят поезда, из них выходят люди.
1:11 - Человек беспрепятственно вошёл на станцию через двери на выход.
1:13 - Появляются уборщицы, которые видимо убирают служебные помещения и помещения касс.
1:15 - Появляется уборщик который начинают уборку поломоечной машиной общественного пространства у касс.
1:16 - Уходит, вероятно, последний поезд в центр. С Речного Вокзала он отправился в 0:05 и примерно 10 минут ему следовать до м. «Сокол». Тем не менее с моей позиции не было видно какие поезда приходят/уходят. Дежурная у турникетов остаётся на месте.
1:19 - Уборщик моет машиной общественное пространство от касс до турникетов (где должны идти люди на вход)
1:26 - Уборщик моет машиной путь от турникетов до касс (путь на выход из метро). Прибывающие пассажиры идут по свежепомытому полу, который ещё мокрый.
1:27 - поезд
1:30 - поезд
1:32 - поезд
1:33 - поезд. вышло очень много людей (человек 20-30).
1:36 - уборщик с машиной начал мыть за турникетами
1:41 - поезд
1:42 - поезд. опять довольно много людей выходит.
1:46 - пьяный человек вошёл в двери на выход и пытается попасть в метро через турникеты на выход (турникеты с пластиковыми перегородками). через какое-то время ему это удаётся (он просто продавливает перегородки). дежурная не реагирует.
1:52 - поезд. опять много людей вышло.
1:54 - поезд
1:56 - поезд
1:57 - поезд. вышло очень много людей.
1:59 - метро закрывается. идёт полицейский и ещё какой-то человек. они провожают какого-то пьяного мужчину на выход. тем временем лестница на выход моется из шланга, по ней буквально водопад. выходить опасно. Двери на выход закрыл молодой человек в штатском.
2:00 - Наблюдение завершено. Метро окончательно закрыто. Дежурная и другие сотрудники видимо покинули станцию через другой вестибюль или так остались внутри.
На станцию за всё время наблюдений вошло через двери на выход 2 человека, хотя для этого не было никаких препятствий. Вплоть до 1:16 можно было уехать в центр. В область можно было уехать практически до полного закрытия станции в 1:59.
После закрытия дверей на выход велась уборка, но так как через станцию постоянно проходили пассажиры, идущие на выход с пришедших поездов, нельзя сказать, что входящие пассажиры могли помешать уборке. По крайней мере, не больше, чем выходящие, наличие которых должно быть учтено в плане по обслуживанию станций.
Как видно, ничто не мешает работать станциям до последнего поезда, а не до часа ночи. Закрывать все станции в одно время на вход - очевидная глупость. Это признают в неофициальных разговорах даже сотрудники метрополитена. Никто не понимает, почему это сделано.
Конечно, каждая станция должна закрываться с уходом последнего поезда.
На каждой станции должен висеть нормальный плакат, информирующий пассажиров о реальном времени работы метро:
Дизайн: Илья Бирман