Московский прогулочный флот: какие суда работают в столичных водах

Если абсолютным лидером по количеству прогулочного скоростного флота в России является Санкт-Петербург, где собрана и успешно работает большая "коллекция" разнообразных пассажирских судов из разных речных бассейнов, то в плане прогулочного флота лидерство исключительно за Москвой.
Сейчас в Москве можно встретить суда построенные еще при Сталине и сошедшие со стапелей, буквально, месяц назад. Прогулочные и транспортно-транзитные суда, бывшие круизные лайнеры, сухогрузные самоходные теплоходы, плавмагазины для обслуживания рейдов - все они перевозят тысячи людей в год и фрахтуются под свадьбы, банкеты, презентации, выпускные, кримильные сходки и сексульаные оргии напротив Кремля.
1. Наиболее распространенным судном, которое можно встретить в Москве, является прогулочный теплоход "Москва". Их строили с 1969 года на Московском судостроительном и построили более 400 штук. Кроме Москвы они работают на Неве, Северной Двине, Волге, Дону, Каме, Белой, Иртыше, Оби, Ангаре, Амуре, Лене, Днепре, Днестре. Поставлялись в Беларусь, Латвию, Польшу, Германия, Австрию, Словакию, Чехию, Венгрию, Францию. Одно судно работает в Исландии.
2. Другое судно, также массово присутствующее в Москве прогулочный теплоход "Москович" (он же "Эмка" или "ПТ"). Их строили на семи судостроительных заводах в России, Украине и Беларуси. Строительство серии началось в 1949 году. Работают как пассажирские транспортные и прогулочные суда на городских и пригородных маршрутах.
3. Теплоход типа "Московский" - прогулочное судно для пригородных линий. Строились с 1983 года в Москве, всего построено 50 штук, которые в настоящее время работуют в Москве, крупных городах на Волге, Оби и Иртыше, Енисее и Лене. Поставлялись на Днепр, в Польшу и Германию, на Дунай в Болгарию. Одно судно находится в Англии.
4. Пассажирские суда типа "ОМ" строили в Москве, Бору, Херсоне (Украина) и Магдебурге (ГДР) с начала 50-х годов. Эти суда проектов 623, 780, 623/252 предназначались для местных междугородних пассажирских перевозок. В настоящее время используются и по первоначальному назначению, и как прогулочно-банкетные суда в Москве и крупных городах.
5. С конца 50-х годов на пригородные пассажирские линии выходят теплоходы типа "МО", которые строили в Москве, Шлиссербурге (Невский ССЗ) и Херсонском заводе (Украина). В настоящее время большинство из них используются под заказные рейсы в Мосве и других крупных городах (Псков, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Казани, Перми и других), а тажке на Северной Двине, Иртыше, Оби и Енисее. Работают они и на Днепре.
6. Теплоход типа "Нева" - "обрезанная" "Москвушка" для работы на Неве. Строили их в 70-е годы на Московском судостроительном заводе. Всего построено 6 штук, три судна в настоящий момент работают в Питере, одно на Волге (Волгоград) и два в Мосве (переведены из Питера).
7. Суда типа ВТУ проекта 331 использовались для длительных пассажирских перевозок на реках РСФСР, но в 70-е и 80-е годы были заменены на большинстве рек на скоростные пассажирские суда. В настоящее время одно судно используется как круизное на северных реках, около 5 переоборудованы в банкетные суда и находятся в Москве, остальные списаны или не эксплуатируются. Суда данного типа работали на Днепре, Днестре, Дунае.
8. С 2007 по 2011 год в Москве работал и прогулочный катамаран типа "Волга". Всего в 80-х годах в Астрахани было построено 4 судна данного типа. Три из них работают на Волге (Казань и Саратов), одно ржавет в затоне на юге Москвы.
9. Суда проекта 1430 появились на рейсовых прогулочных линиях в Москве сравнительно недавно. В Москве сейчас работают два судна такого проекта (постройки г. Баку), ранее - до 2010 года - работавших в Сочи.
10. Суда проекта 82500 строились в Санкт-Петербурге для работы на каналах. В Москве им тоже применение нашлось. Малые габариты позволяют им работать на круговом маршруте в центре Москвы с проходом по Водоотводному каналу.
12. В 2008-2010 годах в Рыбинске было построено два теплохода проекта 5371, которые теперь можно часть видеть в центре Москвы.
13. В 2009 году на судоверфи в Стамбуле, Турция, было построено 5 новых прогулочных судов типа "Фердинанд" для круглогодичной эксплуатации на Москва-реке. Суда работают каждый день на линии от гостиницы "Украина" - оборот у Котельнической набережной - обратно, без высадки. В зимнее время это единственные рабочие суда на Москва-реке.
14. А в 2011 года на Москва-реке появилось новая серия пассажирских прогулочных судов - "Столичный" (он же "Пилигрим" проекта 23020). Строят их в Москве, на данный момент построено три судна, последнее из которых спустили всего пару месяцев назад.
15. Иногда в Москве и окрестностях можно встретить и такое судно. Это прогулочный теплоход-каматаран, построенный в 1996 году, на Волге, в Городце в единственном экземпляре. Изначально работал как корпоративное, сейчас используется на прогулочных линиях.
16. Кроме этого в центре Москвы можно встретить и бывшие круизные пассажирские суда, переоборудованные в банкетоходы. Например, пассажирский теплоход "Александр Шемагин" до 2007 года выглядел так:

А после переоборудования ходит (хотя чаще стоит у причала) по центру Москвы вот в таком виде с названием "Ласточка-2".

17. Либо другое бывшее круизное судно 305-го проекта "Александр Пирогов".

А с 2008 года это "Федор Ушаков".
18. В 2003 году в Москве появилось первое пассажирское прогулочное судно переоборудованное из грузового теплохода-плавмагазина. Эти суда немецкой постройки 60-70-х годов до распада прежней системы речного флота работали как суда-снабженцы на рейдах крупных портов. Они оказались идеальными для переоборудования в плавкабаки. Вот так выглядит "оригинальный" теплоход работающих как плавмагазин (а такие еще остались на Оби и Енисее):
А вот так переоборудованный в прогулочное:
19. Сухогрузные суда-площадки типа "Ока" также нашли свое применение. Только вместа песка на них стали возить разнообразные компании, накрыв это дело сверху брезентом. Дешево и сердито.
20. Еще один бывший плавмагазин - ныне прогулочный теплоход проекта Р-102. Построен в Перми в единственном экземпляре.
21. Сухогрузный теплоход с краном проекта 912: изначальный вид и после переоборудования в пассажирское судно.
22. А это один из вариантов переоборудования сухогрузного теплохода серии СТ проекта 765:
23. Сухогрузный теплоход типа СТ-700 в первоначальном и переоборудованном виде:
24. Или, к примеру, вот так грузовой сухогрузный теплоход проекта 898/926 стал прогулочным судном:
25. И в заключении еще одна, пожалуй, самая экзотичная переделка. Изначально это был самоходный паром для перевозки пассажиров, а на выходе получилось аляповатое прогулочное судно для городских и пригородных рейсов.
Кроме того в Москве и пригородах можно встретить множество яхт различных типов и проектов, как построенных недавно, так и переоборудованных из судов с историей, а также встречаются переоборудованные в водоизмещающие прогулочные суда бывшие скоростные пассажирские теплоходы типа "Ракета", "Заря" и "Луч".
.