Мощная немощь.

СССР был продуктом исторической фазы индустриализма. А его историческое время было прогрессом, он же определял его устойчивость. Завтра лучше чем вчера! Вечность. Из-за этого СССР нельзя было приостановить и перестроить в обычную империю. Снижение исторического темпа автоматически приводило к социальному перегреву. Советское равенство задавалось постоянным развитием, где люди подхватывались новыми отраслями и пространствами. Замедление обновления фиксировало многих людей в промежуточном незавершенном (нереализованном) состоянии. Никакая материальная культура не могла заменить им ощущения дефицита исторической состоятельности. Советская идеология это ощущение всячески подчеркивала. Холодная война была слишком непрямой, чтобы в ней массово и героически участвовать. Занятия по гражданской обороне оставляли у молодых людей ощущение тлена и безысходности, как в замечательном фильме "Парад планет" (на 19 минуте) после эпизода, где герои выполнили задачу, но были "убиты". Но они там хотя бы трогали железо, а тут пустота на фоне грандиозности мирового противостояния. Прямые акции той войны стыдливо обходили стороной, оставляя предметом пьяных обсуждений в узком семейном кругу.
Советская идеология исторический темп игнорировала, поэтому побежденная ею когда-то контрреволюция стала абсолютно внезапной. Точно так же сейчас США догнала Европа, от которой они убежали много лет тому назад за океан.
США и СССР исторически уникальные явления Модерна реализованные в виде его крайностей. США - крайность свободомыслия Французской революции, новая свободная земля для новых свободных людей. СССР - крайность равноправия Французской революции через общую идею, которая заменяет классы, а в конечном счете науку и экономику. В обоих случаях их уникальные крайности снимали внутреннее социальное трение, но требовали темпа. У США было неоспоримое преимущество - целый неосвоенный континент. СССР замещал собой обжитое пространство исторической России. Что определило его объективный конфликт с ней. Фанаты РКМП в этом месте неизбежно согласятся со мной. У США исторический конфликт со своей европейской тенью.
Для обоих индустриальных проектов последней темповой игрой оказалась "лунная гонка", завершение которой
Падение темпа не запускает кризис, а лишь создаёт его потенциальную энергию. Кризис запускает неудачная война, которая внутри системы выступает отражателем социальной энергии не наружу, как обычно, а во внутрь, запуская процесс деления. Для СССР такой войной стала Афганская. Интересно, что политическое, экономическое влияние Афганской войны исследовано, а вот общественное нет. Хотя для судьбы СССР именно это влияние стало определяющим. Афганская война в советском обществе вскрыла весь комплекс внутренних проблем, резко увеличив социальное трение. Реакция советской системы за ростом трения не поспевала. С тем же историческим темпом, с которым СССР изумлял мир он ушёл с исторической сцены.
Для США такой неудачной войной стала вторая Иракская, которая привела Эшли Беббит в Капитолий.
|
</> |