Мощь и немощь (к визиту Президента РФ в Андроников монастырь)
expertmus — 27.07.2010Дорогие братья и сестры, редакция нашего музейного сайта призывает всех своих читателей, особенно тех, кто в сущем сане, соборне помолиться об избавлении от засухи, постигшей Отечество наше. За всю историю Российской Империи, СССР и России еще не было столь долгим и столь пагубным бездождие, что имеет место сегодня. В некоторых районах страны посевы зерновых уже погибли на корню, и от палящих лучей Солнца выжжена вся трава на пастбищах. Во всё большем числе регионов РФ начинается забой скота, свиней, домашней птицы (из-за растущего дефицита кормов) и их естественный падёж (из-за голода). Казалось бы, в эти испепеляющие дни, когда едва ли не каждый житель нашей страны почувствовал на собственной коже нестерпимый зной «адова пекла», сам Бог велел нашей Церкви усилить проповедь всеобщего покаяния...
Начало и характер всех явлений природы –
счастливых и несчастных для человека – Церковь выводит из свойств и
характера народной жизни. Каковы деяния и поведение людей, таков
порядок и ход природы видимой. Люди грешат, т.е. портят, извращают
свой нравственный порядок, он портится, по велению Господа, и в
мире физическом. Все бедствия и несчастья происходят с людьми при
Божием попущении, поэтому Церковь внушает своим чадам, что лучшее
средство против всякого бедствия – это молитва, покаяние и
исправление жизни. Испокон века на Руси засуха считалась одним из
самых страшных наказаний, ниспосланным Господом за людские грехи, и
в столь тяжкие времена всенародных бедствий Святая Церковь всегда
совершала всеобщие молебны и крестные ходы, как это можно видеть на
картине Г.Г. Мясоедова «Молебен во время засухи» 1880 г. (см.
илл.).
В каноне и молитвах «Последования в бездождие» изображаются
беззакония людей, презревших заповеди Творца, имевших порочную
жизнь. скверные мысли и стяжавших нечистоту, отвергавших любовь
Господа и кидающихся друг на друга, как звери, снедающие плоти друг
друга. «Како убо достойны есмы Твоим благодеяния восприяши? –
спрашивается в одной из молитв,- Ты бо праведен, мы неправедни; Ты
любиши, мы враждуем; Ты благоутробен, мы неблагоутробны; да и Твоих
благих приобщимся?». Описанный здесь род грехов – это эгоизм,
корыстолюбие. Эгоизм в нравственном мире есть то же самое, что
засуха в мире физическом. Далее рисуется печальная картина
страждущей земли, опаляемой солнцем, на которой гибнут злаки.
Церковь в покаянных молитвах обращается к Господу Вседержителю:
«Виждь птиц стенания, скотов вопиение, младенческий плач, юнош
вопль, старых окаянство (бедствие), сирот лишение, вдовиц
одиночество, убогих недостаточество,- и посети землю, упой ю
тучными дожди». От лица глубоко раскаивающихся грешников Церковь
молит Бога умилостивиться: «Вонми неможению естества нашего. Ты Сам
трудился, и подвизался, и алкал и жаждал, и вся пострадати изволил
даже до креста и смерти,- да в немже пострадал еси, и искусился
еси, поможеш нам немоществующим, Сам и ныне Царю Святый, уже наше
неможение человеколюбно восприемый, умилосердися о нас, обуреваемых
зело, и скудостию изнуряемых». В молитвах о ниспослании дождя на
землю Святая Церковь умоляет Господа помянуть нас, как некогда
помянул Он Ноя в ковчеге, услышать молитву нашу, как услышал
молитву пророка Илии, и призывает в представительство пред Богом
Богородицу Марию, святых ангелов, апостолов, мучеников и всех
святых. Однако несмотря на эти трогательные и убедительные молитвы,
которым внимают с коленопреклонением, засуха иногда, тем не менее,
продолжается. Почему так происходит? На этот вопрос Святая Церковь
отвечает нам вопросом же, содержащимся в молитве: «Кое добро
сотворихом, да и прошения получим?». Разве нельзя о нас сказать
того же, что сказал Господь о древних израильтянах: молятся, чтут
Меня, но чтут устами, а сердце их далече отстоит от Меня? Всякая
молитва, в зависимости от нашего внутреннего расположения, имеет
двоякое действие: либо умилостивляет, либо еще больше гневит и
оскорбляет Создателя нашего.
Справка: Последование молебного пения во время бездождия относится к числу древнейших. Сам Господь явно открыл в Слове Своем, что бездождие бывает по воле Его, в наказание за грехи наши: «Если... не послушаете Меня, сказал Он,- то Я... сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих» (Лев. 26, 19-20). Священное Писание говорит, что как возникновение бездождия, так и прекращение его, могут совершаться силою молитвы: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18). Сила молитвы в прекращении засухи засвидетельствована в письме Марка Аврелия 179 г., о чем упоминается в «Истории» Евсевия Кесарийского (Кн. 5, гл. 5): «когда войско, готовясь вступить в сражение с германцами и сарматами, истаевало от жажды, воины мелитского легиона, который за веру существует с того времени доныне, стоя пред неприятелем в строю, преклонили колено на землю и обратились к Богу с прошением. Затем тотчас последовало удивительное зрелище: это молния, обратившая в бегство и истреблявшая врагов, и дождь, испрошенный силою молитвы к Богу и ожививший войско». Тертуллиан писал язычникам: «Вспоминая о несчастьях, постигавших землю в прежние времена, видим, что с тех пор, как существуют христиане; люди наказываются с меньшей строгостью: с того времени земля нашла ходатаев перед Богом. Когда зимние и летние дожди пресекаются и земля угрожается ужасным бесплодием, мы, изнуряясь постом, очищаясь воздержанием, обезоруживаем небо и испрашиваем прощение» (Апология, XI). О молитвах для прекращения засухи свидетельствует также свт. Василий Великий в своей беседе во время засухи и голода.
Чтения последования бездождия были широко известны во времена Византийской империи и указаны уже в Типиконе Великой церкви IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в. // Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом Константинопольским Филофеем (Коккиносом): акростишный ко Пресвятой Богородице (начало: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. № 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. № 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (начало: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. № 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (начало: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).
Из приписываемых Патриарху Константинопольскому Каллисту I (1350-1353, 1355-1363) молитв по крайней мере 4 ему не принадлежат: первые две («Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитятнина» и «Господи Боже Вседержителю, возводяй облаки от последних земли») известны уже по древнейшим сохранившимся рукописям византийского Евхология (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 193v - 195, кон. VIII в.; Crypt. gr. Γ. β. I. Fol. 38v - 39v, XIII в.; РНБ. Греч. 226. Л. 105v - 107v, Х в.; Paris. Coislin. gr. 213. Fol. 99, 1027 г.- см. Goar. Euchologion. P. 613-614), причем 2-я молитва никогда не встречается отдельно от 1-й. В т.н. «Лаврентианском житии» свт. Спиридона Тримифунтского († ок. 348) упоминается об избавлении от засухи по молитвам святого, который сотворил подобное, как «некогда Илия Фесвитятнин, бывший другом Божиим». 4-я и 5-я молитвы - «Господи, Господи, пророком Твоим Илиею разрешивый сухость» и «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, глаголом своим все от небытия приведый» - стали известны с XIV в. в авторстве Патриарха Константинопольского Филофея (Коккиноса) (Ath. Vatop. 133 (744). Л. 288-289 // Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 291; ГИМ. Син. греч. № 349. Л. 16об.- 17об. и 33об.- 34об., XV-XVI вв.; слав. Требники: ГИМ. Син. № 675. Л. 162-164, кон. XIV - нач. XV в.; РНБ. Солов. № 1085 (725). Л. 163, XV-XVI вв. и др.). Лексико-семантический анализ 3-й и 6-й молитв, содержащих не только библейские, но и конкретно-исторические образы («нестерпимое стремление безбожных агарян», смерть младенцев, плен), позволяет считать их также произведениями этого вселенского Патриарха.
Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «Бразды земныя упой» (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «Даждь дождь земли жаждущей Спасе»), по каждой песни которого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «Услыши ны Боже»; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста».
Молитва во время засухи:
Владыко Господи Боже наш, моление Илии
Фесвитятнина любви ради его к Тебе исполнивший, и во время
посылаемому земли дождю удержатися повелевый, таже паки молитвою
его дождь плодоносный ей даровавый: Сам, Владыко всех, от самаго
Твоего благоутробия умоляемь, дождь волен даждь наследию Твоему, и
совершенная нами презрев, дожди Твоя низпосли на требующая и
просящая места: возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, и
младенцев и скотов, и иных всех, зане к Тебе чают, еже дати пищу им
во благо время. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати нас,
и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно
и во веки веков. Аминь.
Можно также вознести молебственное
прошение ко святителю Никите
Новгородскому:
О архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас
грешных (имена), умиленно вопиющих: якоже седя на престоле
святительства в Великом Новаграде сем, и единою, належащу
бездожию, молитвою дождь свел еси, и паки граду сему огненным
пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим
тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити ны
от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых
и невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим
Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное
предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Именно на пике переживаемого всем народом бедствия засухи, как уже ранее сообщалось, 28 июля 2010 г., когда в России будет впервые отмечаться на государственном уровне День Крещения Руси, наш Музей имени Андрея Рублева впервые в его истории посетит Президент РФ Дмитрий Медведев. Как и в случае посещения Спасо-Андроникова монастыря предстоятелем РПЦ Патриархом Кириллом 31 марта с.г., для президентского визита выбрана именно среда, поскольку по средам наш Музей закрыт для посетителей, да и научным сотрудникам велено администрацией не появляться в этот день на работе:-) Между тем, главу нашего государства могут втянуть в чудовищную провокацию, когда будут демонстрировать лжемогилу всемирно известного художника Древней Руси Андрея Рублева (см. видео) с надписью на памятнике «Здесь, на этом месте, у стен колокольни был погребен Андрей Рублев», которую устраивают на древнейшем монастырском некрополе сообщники из администрации ЦМиАР Г.В. Попов, И.Л. Громов и М.Н. Иващук, осуществляя по предварительному сговору БЕЗ ВСЯКИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ (!) кощунственное вскрытие мест старинных погребений, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 243 и ч. 2 ст. 244 УК РФ. Заложенное со злым умыслом сообщниками фальшивое захоронение Андрея Рублева попало прямо на место 2-х чужих могил - склеп московской купеческой дочери Марии Яковлевны Андреевой, скончавшейся 12 октября 1889 г., и склеп московского купца Сергея Маркова, скончавшегося в июне 1862 г. (см. илл.) – «деда и внучки», как резюмировали рабочие, нанятые поповской администрацией для самовольного рытья могил и установки т.н. «памятного знака» к псевдоюбилею великого иконописца.
Вряд ли эти кощунственные действия администрации ЦМиАР могли
произойти, если бы приход собора Спаса Нерукотворного
Спасо-Андроникова монастыря предпринял в свое время
мало-мальские усилия по поиску утраченных синодиков, либо попытки
их реконструкции, и в целом озаботился бы судьбой окрестных
захоронений, о чем не раз уже приходилось сетовать: http://expertmus.livejournal.com/42638.html
Единственное, на что решился буквально на днях настоятель Спасского
собора о. Вячеслав Савиных, - он направил Геннадию Попову протест
прихода против устройства им фальшивого захоронения прп. Андрея
Рублева.
С одной стороны, устройство лжемогилы Андрея Рублева и празднование
лжеюбилеев, с другой - ФАКТ отсутствия в основной экспозиции
Музея имени Андрея Рублева какого-либо раздела, посвященного прп.
Андрею Рублеву и Спасо-Андроникову
монастырю (Википедия), что весьма характеризует антицерковные
позиции нынешней музейной администрации во главе с Геннадием
Поповым. Об этом же свидетельствуют и общественные туалеты в
храмовых помещениях, принадлежащих Музею, и вечно прокуренный
поповской администрацией Настоятельский корпус etc. Ни в
экспозиции, ни в печатных музейных изданиях, подконтрольных Г.В.
Попову, нет ни слова о тех известных ученых, кто в свое время
боролся за наш Музей. Наши специалисты со стажем хорошо помнят,
например, что организации Музея древнерусского искусства имени
Андрея Рублева заметно содействовал академик Д.С. Лихачев, который
выступал совместно с московскими искусствоведами и историками, как
подчеркнуто в ряде статей Д. М. Абрамова об организации и
становлении Музея в двух выпусках «Вестника архивиста» за 2000
год): http://likhachev.lfond.spb.ru/Memoirs/shmidt2.htm.
Однако имя этого подвижника русской культуры у Г.В. Попова не в
чести…Вместо него публику потчуют байками Геннадия Попова про Илью
Эренбурга, якобы «спасшего» и Музей имени Андрея Рублева, и
Спасо-Андроников монастырь, которому будто бы грозило разрушение
при Хрущеве, о чем нет никаких архивных документов. Зато телеканал
«Культура» исправно транслирует всю эту дезинформацию с голубых
телеэкранов…
По «странному» стечению обстоятельств администрация Геннадия Попова
повсюду умалчивает о том, что среди первых жертв, преданных
безбожниками поруганию, был именно Андроников монастырь, где
до 1922 г. находился один из первых концлагерей ВЧК, главным
образом для иностранцев, в котором совершались расстрелы
заключенных, согласно архивным зондажам и материалам
археологических раскопок. Об этом историческом ФАКТЕ нет ни слова
(!) в новейшем путеводителе по нашему Музею имени Андрея Рублева,
выпущенном «под руководством директора музея проф. Г.В.
Попова», как указано на титульном листе брошюры (М.: изд-во
«Пенаты», 2009). Причину столь постыдного умолчания не приходится
далеко искать, поскольку уникальные материалы об этой мрачной
странице в летописи древнейшего на Москве Спасо-Андроникова
монастыря были собраны научным коллективом под руководством
музейного специалиста мирового уровня Олега Германовича Ульянова, чья честная и
бескомпромиссная позиция по защите православных святынь вызывает
яростную злобу у Геннадия Попова и его окружения.
Спеша угодить Президенту РФ, чтобы он, не дай Бог, не поморщился от пыли, администрация Г.В. Попова заново утрамбовывает на музейной территории все дорожки, которые, между прочим, были проложены в 1980-е гг. прямо по монастырскому некрополю, так что постоянно гулящие внутри Спасо-Андроникова монастыря мамочки с колясками и не подозревают, что топчут могилы предков:-( В преддверии президентского визита в Музей имени Андрея Рублева стоит напомнить, что нынешний глава администрации ЦМиАР Геннадий Викторович Попов подозревается прокуратурой в совершении уголовного преступления, замечен в подкупе должностных лиц, привлекался к административной ответственности, устраивал гонения на православных, подсовывал «куклу» посетителям Музея, выдаёт несколько щитов с фотографиями за «ландшафтно-визуальную экспозицию, посвященную Андрею Рублеву», и попросту профнепригоден. Вот почему для нас, рублевцев, особенно дорого заступничество приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, который не раз приходил к нам на помощь, обращая внимание власть предержащих, что «мерами нынешней музейной администрации резко ограничены почти все направления научной и просветительной деятельности в Музее, направленные на формирование и духовное возрождение личности, на изучение православной культуры» и призывая «способствовать возможности для верующих осуществлять их право почитания святынь, находящихся в Музее» (см.: Патриарх Алексий в защиту Музея имени Андрея Рублева И.о. президента Российской Федерации В.В.ПУТИНУ). Помните, какой горечью в 66 сонете Шекспира наполнены строки: «И мощь в плену у немощи беззубой»…
Как стало только что известно из конфиденциальных источников, во время посещения Президентом РФ Дмитрием Медведевым нашего Музея имени Андрея Рублева в День Крещения Руси им могут быть сделаны важные заявления о президентском попечении над памятниками православной культуры. В частности, планируется передать весь Спасо-Андроников монастырь Русской Православной Церкви, а наш Музей имени Андрея Рублева включить в состав объединенного церковного музея-заповедника под руководством наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста: http://expertmus.livejournal.com/54901.html
Как хорошо известно нашим постоянным читателям, уже не раз в нашем музейном блоге звучало предложение о создании Патриаршего Церковно-археологического Музея «Ризница Русской Православной Церкви» и учреждении синодального Церковно-археологического отдела. После создания в марте 2010 г. Патриаршего совета по культуре вл. Иларион (Алфеев) дал интервью, в котором назвал приоритетом для нового патриаршего органа прямой диалог между Церковью и музейными работниками: http://expertmus.livejournal.com/52864.html?thread=295296#t295296
Однако в составе утвержденного на заседании Св. Синода 26.07.2010 г. Патриаршего совета по культуре почему-то самих музейщиков раз-два и обчелся:-( Включение в состав Патриаршего совета по культуре двух московских настоятелей - прот. Леонида Калинина и прот. Николая Соколова – было вполне предсказуемым, поскольку первый (причастный, как поговаривают, к афере Г.В. Попова с фальшивым надгробием Андрею Рублеву) давно замечен в тесных связях с Зурабом Церетели, ставшим почетным членом совета, а у второго в храме при Третьяковке регентует близкий к вл. Илариону (Алфееву) Алексей Пузаков, также включенный в состав совета. А вот отсутствие среди членов утвержденного на заседании Св. Синода 26.07.2010 г. Патриаршего совета по культуре известного православного писателя Владимира Крупина стало неожиданностью для тех, кто не знаком с его резкой оценкой последнего заявления главы ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона о том, что диалог между православными и католиками продвигается, так как «времена и люди изменились», как отступничества, ибо, по мнению писателя, оно попахивает протестантизмом и удаляет нас от Христа: http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/20/vladimir_krupin_zayavlenie_mitropolita_ilariona_udalyaet_nas_ot_hrista/ Не менее странно, что в составе совета не упомянут насельник мужского Сретенского ставропигиального монастыря иером. Никодим (Бекенев), окончивший Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, хотя он уже представлял по поручению и благословению архим. Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря и секретаря Патриаршего совета по культуре, как сотрудник (!) данного совета Русскую Православную Церковь на судебном процессе по делу организаторов выставки «Запретное искусство-2006»: http://expertmus.livejournal.com/56762.html Похоже, именно вл. Иларион (Алфеев) и сформировал основную часть состава Патриаршего совета по культуре...
Аналогичные явления наблюдаются и в нынешней отечественной культуре, где политику, оказывается, определяет вовсе не министр культуры РФ Александр Авдеев, а … ставший притчей во языцех «несун коробки из-под ксерокса» Анатолий Чубайс. Как поведал на днях экс-директор Политеха Гурген Григорян, 5 июля с.г. ему позвонил лично Чубайс с ультиматумом «либо менять курс, либо увольняться», на что получил ответ, что увольнение директора федерального музея является компетенцией сугубо министра культуры. Так что же, на следующий же день, 6 июля, директор Политеха был освобожден приказом министра от занимаемой должности согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ.
Кстати говоря, эта статья «светит» многим руководителям известных культурных учреждений страны, достигшим 70 лет, правда, применяется крайне избирательно, хотя недавно и были ужесточены санкции за ее невыполнение. Сработают ли требования Закона в отношении погрязшего в беззакониях директора ЦМиАР Геннадия Попова, станет известно уже 28 июля.