Мощь и немощь (к визиту Президента РФ в Андроников монастырь)

топ 100 блогов expertmus27.07.2010

Дорогие братья и сестры, редакция нашего музейного сайта призывает всех своих читателей, особенно тех, кто в сущем сане, соборне помолиться об избавлении от засухи, постигшей Отечество наше. За всю историю Российской Империи, СССР и России еще не было столь долгим и столь пагубным бездождие, что имеет место сегодня. В некоторых районах страны посевы зерновых уже погибли на корню, и от палящих лучей Солнца выжжена вся трава на пастбищах. Во всё большем числе регионов РФ начинается забой скота, свиней, домашней птицы (из-за растущего дефицита кормов) и их естественный падёж (из-за голода). Казалось бы, в эти испепеляющие дни, когда едва ли не каждый житель нашей страны почувствовал на собственной коже нестерпимый зной «адова пекла», сам Бог велел нашей Церкви усилить проповедь всеобщего покаяния...   

Начало и характер всех явлений природы – счастливых и несчастных для человека – Церковь выводит из свойств и характера народной жизни. Каковы деяния и поведение людей, таков порядок и ход природы видимой. Люди грешат, т.е. портят, извращают свой нравственный порядок, он портится, по велению Господа, и в мире физическом. Все бедствия и несчастья происходят с людьми при Божием попущении, поэтому Церковь внушает своим чадам, что лучшее средство против всякого бедствия – это молитва, покаяние и исправление жизни. Испокон века на Руси засуха считалась одним из самых страшных наказаний, ниспосланным Господом за людские грехи, и в столь тяжкие времена всенародных бедствий Святая Церковь всегда совершала всеобщие молебны и крестные ходы, как это можно видеть на картине Г.Г. Мясоедова «Молебен во время засухи» 1880 г. (см. илл.).

Мощь и немощь (к визиту Президента РФ в Андроников монастырь)

В каноне и молитвах «Последования в бездождие» изображаются беззакония людей, презревших заповеди Творца, имевших порочную жизнь. скверные мысли и стяжавших нечистоту, отвергавших любовь Господа и кидающихся друг на друга, как звери, снедающие плоти друг друга. «Како убо достойны есмы Твоим благодеяния восприяши? – спрашивается в одной из молитв,- Ты бо праведен, мы неправедни; Ты любиши, мы враждуем; Ты благоутробен, мы неблагоутробны; да и Твоих благих приобщимся?». Описанный здесь род грехов – это эгоизм, корыстолюбие. Эгоизм в нравственном мире есть то же самое, что засуха в мире физическом. Далее рисуется печальная картина страждущей земли, опаляемой солнцем, на которой гибнут злаки. Церковь в покаянных молитвах обращается к Господу Вседержителю: «Виждь птиц стенания, скотов вопиение, младенческий плач, юнош вопль, старых окаянство (бедствие), сирот лишение, вдовиц одиночество, убогих недостаточество,- и посети землю, упой ю тучными дожди». От лица глубоко раскаивающихся грешников Церковь молит Бога умилостивиться: «Вонми неможению естества нашего. Ты Сам трудился, и подвизался, и алкал и жаждал, и вся пострадати изволил даже до креста и смерти,- да в немже пострадал еси, и искусился еси, поможеш нам немоществующим, Сам и ныне Царю Святый, уже наше неможение человеколюбно восприемый, умилосердися о нас, обуреваемых зело, и скудостию изнуряемых». В молитвах о ниспослании дождя на землю Святая Церковь умоляет Господа помянуть нас, как некогда помянул Он Ноя в ковчеге, услышать молитву нашу, как услышал молитву пророка Илии, и призывает в представительство пред Богом Богородицу Марию, святых ангелов, апостолов, мучеников и всех святых. Однако несмотря на эти трогательные и убедительные молитвы, которым внимают с коленопреклонением, засуха иногда, тем не менее, продолжается. Почему так происходит? На этот вопрос Святая Церковь отвечает нам вопросом же, содержащимся в молитве: «Кое добро сотворихом, да и прошения получим?». Разве нельзя о нас сказать того же, что сказал Господь о древних израильтянах: молятся, чтут Меня, но чтут устами, а сердце их далече отстоит от Меня? Всякая молитва, в зависимости от нашего внутреннего расположения, имеет двоякое действие: либо умилостивляет, либо еще больше гневит и оскорбляет Создателя нашего.

Справка: Последование молебного пения во время бездождия относится к числу древнейших. Сам Господь явно открыл в Слове Своем, что бездождие бывает по воле Его, в наказание за грехи наши: «Если... не послушаете Меня, сказал Он,- то Я... сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь. И напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих» (Лев. 26, 19-20). Священное Писание говорит, что как возникновение бездождия, так и прекращение его, могут совершаться силою молитвы: «Илия был человек подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на земле три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 17-18). Сила молитвы в прекращении засухи засвидетельствована в письме Марка Аврелия 179 г., о чем упоминается в «Истории» Евсевия Кесарийского (Кн. 5, гл. 5): «когда войско, готовясь вступить в сражение с германцами и сарматами, истаевало от жажды, воины мелитского легиона, который за веру существует с того времени доныне, стоя пред неприятелем в строю, преклонили колено на землю и обратились к Богу с прошением. Затем тотчас последовало удивительное зрелище: это молния, обратившая в бегство и истреблявшая врагов, и дождь, испрошенный силою молитвы к Богу и ожививший войско». Тертуллиан писал язычникам: «Вспоминая о несчастьях, постигавших землю в прежние времена, видим, что с тех пор, как существуют христиане; люди наказываются с меньшей строгостью: с того времени земля нашла ходатаев перед Богом. Когда зимние и летние дожди пресекаются и земля угрожается ужасным бесплодием, мы, изнуряясь постом, очищаясь воздержанием, обезоруживаем небо и испрашиваем прощение» (Апология, XI). О молитвах для прекращения засухи свидетельствует также свт. Василий Великий в своей беседе во время засухи и голода.

Чтения последования бездождия были широко известны во времена Византийской империи и указаны уже в Типиконе Великой церкви IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 2. P. 192-193). Кроме канона, иногда атрибутировавшегося прп. Андрею Критскому (Sinait. gr. 978. Fol. 230, XVI в. // Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 863), существовали и др. (Там же. С. 765), по крайней мере 2 из них составлены Патриархом Константинопольским Филофеем (Коккиносом): акростишный ко Пресвятой Богородице (начало: «В печалех, Владычице, помощницу, избавление в бедах» - ГИМ. Син. греч. № 349. Л. 14-16, 58-60, XV-XVI вв.; ГИМ. Син. № 468. Л. 149об.- 155, 1457 г.; печатный Требник Стрятин, 1606 г. Л. 424) и канон ко «Господу и Пречистей Его Матери» (начало: «Отверзаеши десницу долготерпеливу» - ГИМ. Син. № 468. Л. 140об.- 145, 1457 г.). По рукописям известен также анонимный канон при бездождии 8-го гласа (начало: «Неизреченными судьбами словесый промыслом» - Прилуцкий. С. 326).

Из приписываемых Патриарху Константинопольскому Каллисту I (1350-1353, 1355-1363) молитв по крайней мере 4 ему не принадлежат: первые две («Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитятнина» и «Господи Боже Вседержителю, возводяй облаки от последних земли») известны уже по древнейшим сохранившимся рукописям византийского Евхология (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 193v - 195, кон. VIII в.; Crypt. gr. Γ. β. I. Fol. 38v - 39v, XIII в.; РНБ. Греч. 226. Л. 105v - 107v, Х в.; Paris. Coislin. gr. 213. Fol. 99, 1027 г.- см. Goar. Euchologion. P. 613-614), причем 2-я молитва никогда не встречается отдельно от 1-й. В т.н. «Лаврентианском житии» свт. Спиридона Тримифунтского († ок. 348) упоминается об избавлении от засухи по молитвам святого, который сотворил подобное, как «некогда Илия Фесвитятнин, бывший другом Божиим». 4-я и 5-я молитвы - «Господи, Господи, пророком Твоим Илиею разрешивый сухость» и «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, глаголом своим все от небытия приведый» - стали известны с XIV в. в авторстве Патриарха Константинопольского Филофея (Коккиноса) (Ath. Vatop. 133 (744). Л. 288-289 // Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 291; ГИМ. Син. греч. № 349. Л. 16об.- 17об. и 33об.- 34об., XV-XVI вв.; слав. Требники: ГИМ. Син. № 675. Л. 162-164, кон. XIV - нач. XV в.; РНБ. Солов. № 1085 (725). Л. 163, XV-XVI вв. и др.). Лексико-семантический анализ 3-й и 6-й молитв, содержащих не только библейские, но и конкретно-исторические образы («нестерпимое стремление безбожных агарян», смерть младенцев, плен), позволяет считать их также произведениями этого вселенского Патриарха.

Большой Требник содержит следующие тексты на случай бездождия (Л. 197 об.- 205): а) чтения (прокимен 4-го гласа «Бразды земныя упой» (Пс 64. 11, 13), Апостол (Иак 5. 7-9, 17-18), аллилуиарий из Пс 64 и составное Евангелие (Мф 16. 1-3; Лк 4. 25-27; Ин 6. 30-33); б) канон «к человеколюбцу Господу в бездождие» (акростих «Даждь дождь земли жаждущей Спасе»), по каждой песни которого предписана обычная молебная катавасия (в рукописных Требниках приводятся также припевы к тропарям канона: «Господи, услыши молитву раб Твоих» и «Аз рех, Господи»); в) сугубую ектению с особыми прошениями, заключаемую литийными прошением и молитвой «Услыши ны Боже»; г) 7 молитв во время бездождия, надписанных именем «Патриарха Каллиста».

Молитва во время засухи:

Владыко Господи Боже наш, моление Илии Фесвитятнина любви ради его к Тебе исполнивший, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевый, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам, Владыко всех, от самаго Твоего благоутробия умоляемь, дождь волен даждь наследию Твоему, и совершенная нами презрев, дожди Твоя низпосли на требующая и просящая места: возвесели лице земли, нищих ради людей Твоих, и младенцев и скотов, и иных всех, зане к Тебе чают, еже дати пищу им во благо время. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно также вознести молебственное прошение ко
святителю Никите Новгородскому:

О архиерею Божий, святителю Никито! Услыши нас грешных (имена), умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новаграде сем, и единою, належащу бездожию, молитвою дождь свел еси, и паки граду сему огненным пламенем обдержиму, молитвою избаву подал еси, тако и ныне молим тя, о святителю Христов Никито: молися ко Господу, еже избавити ны от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых и невидимых, яко да изрядных ради молитв твоих спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


 

Именно на пике переживаемого всем народом бедствия засухи, как уже ранее сообщалось, 28 июля 2010 г., когда в России будет впервые отмечаться на государственном уровне День Крещения Руси, наш Музей имени Андрея Рублева впервые в его истории посетит Президент РФ Дмитрий Медведев. Как и в случае посещения Спасо-Андроникова монастыря предстоятелем РПЦ Патриархом Кириллом 31 марта с.г., для президентского визита выбрана именно среда, поскольку по средам наш Музей закрыт для посетителей, да и научным сотрудникам велено администрацией не появляться в этот день на работе:-) Между тем, главу нашего государства могут втянуть в чудовищную провокацию, когда будут демонстрировать лжемогилу всемирно известного художника Древней Руси Андрея Рублева (см. видео) с надписью на памятнике «Здесь, на этом месте, у стен колокольни был погребен Андрей Рублев», которую устраивают на древнейшем монастырском некрополе сообщники из администрации ЦМиАР Г.В. Попов, И.Л. Громов и М.Н. Иващук, осуществляя по предварительному сговору БЕЗ ВСЯКИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ РАЗРЕШЕНИЙ (!) кощунственное вскрытие мест старинных погребений, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 243 и ч. 2 ст. 244 УК РФ. Заложенное со злым умыслом сообщниками фальшивое захоронение Андрея Рублева попало прямо на место 2-х чужих могил - склеп московской купеческой дочери Марии Яковлевны Андреевой, скончавшейся 12 октября 1889 г., и склеп московского купца Сергея Маркова, скончавшегося в июне 1862 г. (см. илл.) – «деда и внучки», как резюмировали рабочие, нанятые поповской администрацией для самовольного рытья могил и установки т.н. «памятного знака» к псевдоюбилею великого иконописца.


Мощь и немощь (к визиту Президента РФ в Андроников монастырь)

Мощь и немощь (к визиту Президента РФ в Андроников монастырь)

Вряд ли эти кощунственные действия администрации ЦМиАР могли произойти, если бы приход собора Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря предпринял в свое время мало-мальские усилия по поиску утраченных синодиков, либо попытки их реконструкции, и в целом озаботился бы судьбой окрестных захоронений, о чем не раз уже приходилось сетовать: http://expertmus.livejournal.com/42638.html Единственное, на что решился буквально на днях настоятель Спасского собора о. Вячеслав Савиных, - он направил Геннадию Попову протест прихода против устройства им фальшивого захоронения прп. Андрея Рублева.

С одной стороны, устройство лжемогилы Андрея Рублева и празднование лжеюбилеев, с другой - ФАКТ отсутствия в основной экспозиции Музея имени Андрея Рублева какого-либо раздела, посвященного прп. Андрею Рублеву и Спасо-Андроникову монастырю (Википедия), что весьма характеризует антицерковные позиции нынешней музейной администрации во главе с Геннадием Поповым. Об этом же свидетельствуют и общественные туалеты в храмовых помещениях, принадлежащих Музею, и вечно прокуренный поповской администрацией Настоятельский корпус etc. Ни в экспозиции, ни в печатных музейных изданиях, подконтрольных Г.В. Попову, нет ни слова о тех известных ученых, кто в свое время боролся за наш Музей. Наши специалисты со стажем хорошо помнят, например, что организации Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева заметно содействовал академик Д.С. Лихачев, который выступал совместно с московскими искусствоведами и историками, как подчеркнуто в ряде статей Д. М. Абрамова об организации и становлении Музея в двух выпусках «Вестника архивиста» за 2000 год): http://likhachev.lfond.spb.ru/Memoirs/shmidt2.htm. Однако имя этого подвижника русской культуры у Г.В. Попова не в чести…Вместо него публику потчуют байками Геннадия Попова про Илью Эренбурга, якобы «спасшего» и Музей имени Андрея Рублева, и Спасо-Андроников монастырь, которому будто бы грозило разрушение при Хрущеве, о чем нет никаких архивных документов. Зато телеканал «Культура» исправно транслирует всю эту дезинформацию с голубых телеэкранов…

По «странному» стечению обстоятельств администрация Геннадия Попова повсюду умалчивает о том, что среди первых жертв, преданных безбожниками поруганию, был именно Андроников монастырь, где до 1922 г. находился один из первых концлагерей ВЧК, главным образом для иностранцев, в котором совершались расстрелы заключенных, согласно архивным зондажам и материалам археологических раскопок. Об этом историческом ФАКТЕ нет ни слова (!) в новейшем путеводителе по нашему Музею имени Андрея Рублева, выпущенном «под руководством директора музея проф. Г.В. Попова», как указано на титульном листе брошюры (М.: изд-во «Пенаты», 2009). Причину столь постыдного умолчания не приходится далеко искать, поскольку уникальные материалы об этой мрачной странице в летописи древнейшего на Москве Спасо-Андроникова монастыря были собраны научным коллективом под руководством музейного специалиста мирового уровня Олега Германовича Ульянова, чья честная и бескомпромиссная позиция по защите православных святынь вызывает яростную злобу у Геннадия Попова и его окружения.

Спеша угодить Президенту РФ, чтобы он, не дай Бог, не поморщился от пыли, администрация Г.В. Попова заново утрамбовывает на музейной территории все дорожки, которые, между прочим, были проложены в 1980-е гг. прямо по монастырскому некрополю, так что постоянно гулящие внутри Спасо-Андроникова монастыря мамочки с колясками и не подозревают, что топчут могилы предков:-( В преддверии президентского визита в Музей имени Андрея Рублева стоит напомнить, что нынешний глава администрации ЦМиАР Геннадий Викторович Попов подозревается прокуратурой в совершении уголовного преступления, замечен в подкупе должностных лиц, привлекался к административной ответственности, устраивал гонения на православных, подсовывал «куклу» посетителям Музея, выдаёт несколько щитов с фотографиями за «ландшафтно-визуальную экспозицию, посвященную Андрею Рублеву», и попросту профнепригоден. Вот почему для нас, рублевцев, особенно дорого заступничество приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, который не раз приходил к нам на помощь, обращая внимание власть предержащих, что «мерами нынешней музейной администрации резко ограничены почти все направления научной и просветительной деятельности в Музее, направленные на формирование и духовное возрождение личности, на изучение православной культуры» и призывая «способствовать возможности для верующих осуществлять их право почитания святынь, находящихся в Музее» (см.: Патриарх Алексий в защиту Музея имени Андрея Рублева И.о. президента Российской Федерации В.В.ПУТИНУ). Помните, какой горечью в 66 сонете Шекспира наполнены строки: «И мощь в плену у немощи беззубой»…

Как стало только что известно из конфиденциальных источников, во время посещения Президентом РФ Дмитрием Медведевым нашего Музея имени Андрея Рублева в День Крещения Руси им могут быть сделаны важные заявления о президентском попечении над памятниками православной культуры. В частности, планируется передать весь Спасо-Андроников монастырь Русской Православной Церкви, а наш Музей имени Андрея Рублева включить в состав объединенного церковного музея-заповедника под руководством наместника Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста: http://expertmus.livejournal.com/54901.html  

Как хорошо известно нашим постоянным читателям, уже не раз в нашем музейном блоге звучало предложение о создании Патриаршего Церковно-археологического Музея «Ризница Русской Православной Церкви» и учреждении синодального Церковно-археологического отдела. После создания в марте 2010 г. Патриаршего совета по культуре вл. Иларион (Алфеев) дал интервью, в котором назвал приоритетом для нового патриаршего органа прямой диалог между Церковью и музейными работниками: http://expertmus.livejournal.com/52864.html?thread=295296#t295296

Однако в составе утвержденного на заседании Св. Синода 26.07.2010 г. Патриаршего совета по культуре почему-то самих музейщиков раз-два и обчелся:-( Включение в состав Патриаршего совета по культуре двух московских настоятелей - прот.  Леонида Калинина и прот. Николая Соколова – было вполне предсказуемым, поскольку первый (причастный, как поговаривают, к афере Г.В. Попова с фальшивым надгробием Андрею Рублеву) давно замечен в тесных связях с Зурабом Церетели, ставшим почетным членом совета, а у второго в храме при Третьяковке регентует близкий к вл. Илариону (Алфееву) Алексей Пузаков, также включенный в состав совета. А вот отсутствие среди членов утвержденного на заседании Св. Синода 26.07.2010 г. Патриаршего совета по культуре известного православного писателя Владимира Крупина стало неожиданностью для тех, кто не знаком с его резкой оценкой последнего заявления главы ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона о том, что диалог между православными и католиками продвигается, так как «времена и люди изменились», как отступничества, ибо, по мнению писателя, оно попахивает протестантизмом и удаляет нас от Христа: http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/20/vladimir_krupin_zayavlenie_mitropolita_ilariona_udalyaet_nas_ot_hrista/ Не менее странно, что в составе совета не упомянут насельник мужского Сретенского ставропигиального монастыря иером. Никодим (Бекенев), окончивший Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, хотя он уже представлял по поручению и благословению архим. Тихона (Шевкунова), настоятеля Сретенского монастыря и секретаря Патриаршего совета по культуре, как сотрудник (!) данного совета Русскую Православную Церковь на судебном процессе по делу организаторов выставки «Запретное искусство-2006»: http://expertmus.livejournal.com/56762.html Похоже, именно вл. Иларион (Алфеев) и сформировал основную часть состава Патриаршего совета по культуре...

Аналогичные явления наблюдаются и в нынешней отечественной культуре, где политику, оказывается, определяет вовсе не министр культуры РФ Александр Авдеев, а … ставший притчей во языцех «несун коробки из-под ксерокса» Анатолий Чубайс. Как поведал на днях экс-директор Политеха Гурген Григорян, 5 июля с.г. ему позвонил лично Чубайс с ультиматумом «либо менять курс, либо увольняться», на что получил ответ, что увольнение директора федерального музея является компетенцией сугубо министра культуры. Так что же, на следующий же день, 6 июля, директор Политеха был освобожден приказом министра от занимаемой должности согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ. 

Кстати говоря, эта статья «светит» многим руководителям известных культурных учреждений страны, достигшим 70 лет, правда, применяется крайне избирательно, хотя недавно и были ужесточены санкции за ее невыполнение. Сработают ли требования Закона в отношении погрязшего в беззакониях директора ЦМиАР Геннадия Попова, станет известно уже 28 июля.


 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Блог - сложный текстовый организм, управляемый "хозяином" блога, но не полностью ...
Российские военные нанесли первые авиаудары по Сирии, сообщают СМИ со ссылкой на американские власти. Обстрелу подверглись окрестности города Хомс... Об обстрелах российской авиацией окрестностей Хомса сообщают Reuters и CNN со ссылкой на высокопоставленных представителей властей США, гов ...
Нужен сантехник в районе Сокольники ? Мы точно сможем Вам помочь! Телефон Слесаря Сантехника 8 (495) 235-25-21 Мы предоставляем следующие услуги: Вызов сантехника на ...
Бывший сотрудник СБУ (украинский аналог ФСБ РФ) Василий Прозоров дал сегодня пресс-конференцию, где решил немного поразоблачать "кровавый украинский режим", рассказав о коррупции украинского режима, тайных тюрьмах СБУ и прочих преступлениях режима Порошенко. Получилось это у него очень ...
У меня давно не включался ЖЖ,  думала, что дело в компьютере, а пзвать техника было недосуг. И ремонт, и помещение родственницы в бейт-авот, и ремонт, и хлопты с ее квартирой...  В общем, разные "сидурим".       Наконец нашла техника, позвонила ему  с ...