Морские камикадзе»: история кораблей-смертников
55_77 — 04.08.2024Японские торпеды-кайтэн, управляемые пилотами-смертниками, получили широкую известность в военной истории, несмотря на низкую эффективность и крайне ограниченное применение. Мало кто задумывается о том, что корабли-бомбы существовали задолго до XX века – их знали еще древние греки, а пик использования подобного оружия пришелся на XVI–XVIII века, когда ни один морской бой не обходился без брандеров.
Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника. В отличие от японских кайтэнов, это «беспилотник»: для атаки корабль направляли в сторону вражеского флота, намертво заклинив штурвал в нужном положении.
Пожалуй, самый известный прецедент, в котором брандеры серьезно повлияли на исход боя, произошел 8 августа 1588 года — это было легендарное Гравелинское сражение, в котором британский флот наголову разгромил считавшуюся непобедимой Великую армаду. Армада была собрана Испанией для вторжения в Британию, но британцы нашли слабое место массивного флота — его неповоротливость и пробелы в организации. В итоге к финальному сражению при Гравелине английские пираты и легкие флотилии порядком «понадкусывали» плавучее чудовище. А в ночь перед битвой Чарльз Говард, герцог Ноттингем, главнокомандующий британского флота, приказал начинить восемь потрепанных в боях кораблей смолой, порохом, соломой и хворостом, поджечь и вслепую отправить в сторону сгрудившихся в кучу испанцев. Физического ущерба брандеры принесли немного, но вызвали страшную панику: чтобы избежать столкновения с пылающими кораблями, испанцы рубили якоря (их просто не успевали поднять) — и на следующий день уже толком не могли сохранять строй из-за невозможности причалить. Кроме того, многие корабли пострадали от столкновений.
В принципе, именно такую цель — посеять панику, поджечь пару кораблей, сломать строй — брандеры несли примерно с V века до н.э. В морских сражениях их активно использовали и в России: в Чесменском сражении против турок (1770) и даже раньше, при Гангуте — еще Петр I, создавая основу русского флота, обратил внимание на опыт применения брандеров в бою.
Был лишь один фактор, который позволил брандерам «прожить» в качестве оружия почти 2000 лет. Это материал кораблей — дерево. Как только в XIX веке военные корабли начали делать из железа, брандеры, казалось бы, потеряли актуальность раз и навсегда.
Технологии прошлого
С XIV и до начала XIX века брандеры существовали как выделенный класс кораблей, построенных специально для «суицидального» использования. Устройство брандера диктовалось его назначением: максимальная дешевизна и простота конструкции, скорость постройки, простота в управлении, продуманные места для расположения горючих и взрывчатых веществ. Брандеры строились одно- или двухпалубными и нередко имели минимальное вооружение — если путь до цели предстоял долгий и требовалось отстреливаться от других судов противника.
От обычного корабля брандер отличали некоторые детали. Например, ближе к корме в борту предусматривалась дверь, у которой швартовалась лодка для эвакуации, причем швартовка для надежности производилась не канатом, а цепью. Дверь позволяла команде покинуть корабль под прикрытием борта. У места швартовки в борту было еще одно отверстие с выведенным наружу концом бикфордова шнура — моряки поджигали его, уже сидя в эвакуационной лодке, и его длина позволяла команде отойти на безопасное расстояние.
В зависимости от ситуации брандером можно было сделать практически любой корабль — в XIX веке, когда брандеры как класс уже не строились, в качестве бомб использовались ненужные корабли других типов. Обычно брали небольшой корабль, отслуживший свое — дряхлый, иногда с кое-как заделанными пробоинами, — либо просто корабль, эффективность которого в качестве брандера превышала его эффективность в качестве пушечного судна. Все ценное, в том числе вооружение, снимали, после чего трюм и другие внутренние помещения набивали горючими веществами. Чаще всего использовали не военные корабли, а торговые, идущие с флотом в качестве плавучих складов продовольствия.
По методике доставки плавучей бомбы к цели брандеры можно условно поделить на несколько типов. Первый тип предназначался для поджога корабля противника. Обычно такой брандер управлялся командой до самого конца — задачей моряков было пришвартовать горящий корабль к вражескому, после чего эвакуироваться с противоположного борта на заранее подготовленной шлюпке. Другая разновидность представляла собой именно бомбу — команда просто направляла корабль на противника и покидала брандер, не дожидаясь столкновения, за которым следовал взрыв. Как уже упоминалось, при попутном ветре или течении брандеры могли просто направить на вражеский флот без команды, с зафиксированным штурвалом.
Естественно, существовали и методы борьбы. Самым простым способом был расстрел огненного судна из пушек в надежде повредить закрепленный штурвал, сбить мачту или — в лучшем случае — взорвать пороховой запас на приличном расстоянии от цели. Поэтому эффективность брандера в открытом море равнялась практически нулю: маневренный боевой корабль успевал уничтожить «бомбу» на подходе. Все успешные применения брандеров имели место в «узких местах», в гаванях и проливах, где скапливалось много кораблей, мешавших друг другу. Была и еще одна методика: бомбардиры атакуемых судов пытались попасть по шлюпке, на которой должна была эвакуироваться команда. В случае потери шлюпки команда могла развернуть брандер — стремлением к самопожертвованию европейские моряки не отличались.
Новая жизнь
Но XIX век продиктовал свои правила. Новое, более дальнобойное оружие позволяло расстрелять и потопить брандер на безопасной дистанции, да и огонь не мог причинить железным кораблям такого вреда, как деревянным. Тем не менее технология не умерла, но видоизменилась.
Столкновение с последующим поджогом или взрывом стало совершенно неэффективно, зато во время русско-японской войны судам-смертникам нашлось другое применение. Во время легендарной осады Порт-Артура японцы попытались заблокировать вход в гавань для русских кораблей, затопив в узком месте несколько торговых пароходов. Попытка провалилась (из девяти транспортов в «правильном» месте затонул только один, прочие были торпедированы или подбиты береговой артиллерией на подходах), но термин «брандер» получил новое значение. Впрочем, затопление кораблей для блокировки некой замкнутой водной зоны практиковалось еще в XVI веке, просто в то время брандерами называли другие суда. Блокировка подобного типа была распространена и в поздних морских боях — например, в районе Оркнейских островов до сих пор из-под воды торчат трубы и мачты затопленных во время двух мировых войн судов.
Как ни странно, во время Второй мировой войны новую жизнь получили и брандеры в классическом понимании термина. Интереснейшим инцидентом с их применением стала операция «Люсид», спланированная британским командованием в конце 1940 года. К июлю 1940-го Франция пала, и немецкие войска начали готовиться к вторжению в Великобританию. Транспортные и военные суда рассредоточились по северному побережью Франции. Великобритания пыталась предупредить высадку, Королевские ВВС отправлялись превентивно бомбить немецкие транспорты. Но для уничтожения двух серьезных групп транспортов британцы решили использовать брандеры.
В роли кораблей-смертников выступили несколько доисторических танкеров, уже давно не использовавшихся по назначению: War Nizam (1918), War Nawab (1919), Oakfield (1918). Корабли подлатали и начинили примерно тремя тоннами адского коктейля (50% флотского мазута, 25% моторного масла и 25% бензина), получившего название «специальная смесь Эгера» в честь Огастуса Эгера, руководителя операции. К смеси добавили немного кордита и нитроцеллюлозы для увеличения взрывного эффекта. Провели предварительные испытания на паре малых брандеров — эффект был хорош: по всем расчетам брандер, взорванный в окружении близстоящих судов, мог оказать разрушительный эффект на расстоянии до 800 м.
26 сентября 1940 года все три брандера отправились в свое последнее плавание под конвоем ряда малых военных судов — два корабля в Кале и один в Булонь. Но сказалось изначально плохое техническое состояние старых кораблей: сперва начал практически разваливаться Oakfield, а затем отказала силовая установка War Nizam. С одним кораблем операция не имела смысла, и от нее пришлось отказаться. Впоследствии провели еще несколько попыток — 3 и 8 октября, но они сорвались из-за плохой погоды.
Последние всплески
Было и еще несколько примеров использования брандеров — причем более успешных. Наиболее известна в этом плане операция «Колесница», благодаря которой британцы полностью уничтожили на побережье Франции, в городе Сен-Назер, крупнейший немецкий сухой док, способный принимать флагман кригсмарине линкор «Тирлиц». Основной ударной силой операции был переоборудованный эсминец «Кэмпбелтаун». Его максимально облегчили, чтобы он мог проходить мелкими фарватерами, срезали часть палуб, чтобы его силуэт издалека напоминал немецкий корабль, и главное — начинили 4,5 т взрывчатки, причем спрятали ее за бетонными фальшстенами внутри судна.
Ранним утром 28 марта 1942 года «Кэмпбелтаун» под шквальным огнем добрался до ворот дока и протаранил их — без взрыва. Параллельно британцы вели обстрел и бомбардировку Сен-Назера, а также высадку коммандос. В ходе атаки немцам нанесли ряд повреждений: диверсионные отряды уничтожили несколько орудий, были повреждены суда и шлюзы, но в итоге англичане были вынуждены отступить; за время атаки команда «Кэмпбелтауна» эвакуировалась. Отбив атаку, немцы расслабились. Изучать застрявший в доке «Кэмпбелтаун» отправилась большая группа офицеров и солдат. Спустя почти девять часов, в 10:30, брандер планово взорвался, полностью уничтожив док, а заодно более 250 немецких солдат и офицеров, — несмотря на серьезные потери коммандос во время отвлекающей высадки, операция удалась.
Попыткой использования брандеров во Второй мировой отметилась также Италия. Еще в 1938 году была изготовлена серия из 18 компактных катеров MT (Motoscafo da Turismo) — легких, оснащенных 95-сильным двигателем Alfa Romeo, способных разгоняться до 60 км/ч и штатно начиненных 330 кг взрывчатки. Пилот находился на корме; заклинив руль, он должен был спрыгнуть на специальный спасательный плотик до столкновения с целью.
MT принимали участие в нескольких операциях, самой успешной из которых было выведение из строя британского тяжелого крейсера «Йорк» 26 марта 1941 года, — рейд получил название «Атака в бухте Суда». В операции принимали участие шесть лодок — они были спущены с более крупных транспортов, подобрались к бухте ночью и в 5:30 провели атаку. Помимо «Йорка» был уничтожен норвежский танкер «Перикл», мимо еще двух транспортов лодки проскочили. Всех шестерых итальянских пилотов взяли в плен, но операция была признана успешной.
Впоследствии итальянцы разработали еще два поколения лодок-брандеров — MTM и MTR. Первые применялись, а вторым не повезло: перевозившая их к месту операции субмарина «Амбра» была потоплена с воздуха. Интересно, что четыре переживших войну MTM достались позже вооруженным силам Израиля, и израильтяне успешно применили три из них во время арабо-израильской войны 1947−1949 годов. В октябре 1948 года с помощью брандеров были потоплены сторожевой корабль «Эмир Фарук» и минный тральщик.
Взрывающиеся брандеры могут быть использованы и в наше время — именно в формате компактных лодок, начиненных взрывчаткой. Подобную тактику иногда применяют террористы (например, атака Аль-Каиды (организация запрещена в России и признана террористической) на эскадренный миноносец USS Cole в бухте Адена в октябре 2000 года), в военных же действиях в последнее время брандеров не встречалось.
источник
|
</> |