Море в сердце

Объяла всех гнетущая тоска.
Тот синий клок и влажная доска
Явились взорам словно бы подобие
Глухого вопля из-под плит надгробия.
А вьюга призраки из снега лепит
И простирает в небе мрачный стяг,
И хлещет в грудь, и жалит стужей лица.
И это жалкие крупицы
Того, что ждало в чаще тех бедняг!..

В то время капитаны, уходившие в море на несколько лет, старались как можно реже заходить в гавани для пополнения запасов воды и продовольствия. Поступали они так потому, что жизнь матросов-китобойцев была тяжелейшей: адские условия труда, жестокая дисциплина, недостаток еды и воды - всё это приводило к массовому дезертирству. Рейс "Акушнета" не составил исключение. Когда через три с половиной года этот корабль вернулся в родную гавань, на борту осталось меньше половины матросов. Не было среди них и Мелвилла, который дезертировал во время стоянки корабля у Маркизских островов. А дальше начались такие приключения, что хоть книгу пиши: Мелвилл оказался пленником людоедского племени тайпи. Через месяц ему удалось бежать на австралийском китобое "Люси Эни". Спустя два месяца, команда китобоя взбунтовалась во время стоянки у берегов Таити и Герман, вместе с другими матросами, попал в тюрьму, а через месяц - бежал. Перебравшись на соседний остров, он завербовался на другой китобоец, а спустя полгода был списан с корабля на Гавайских островах, где бродяжничал несколько месяцев, живя случайными заработками.
В августе 1843 года Мелвилл поступил матросом на военный фрегат "Соединенные Штаты", зашедший в Гонолулу. Плавая на фрегате, он посетил многие экзотические страны, на следующий год возвратился в Нью-Йорк и военное ведомство отпустило его с миром. 25 лет, в кармане ни цента, зато впечатлений! Он начал писать в 1845 году и четыре года спустя уже стал автором шести больших книг. Его первая книга - "Тайпи", основанная на "людоедском эпизоде", имела шумный успех. Мелвилл работает не покладая рук, одна за другой выходят его книги, повести, рассказы. Но... Критики всё чаще критиковали, читатели переставали читать и уже в 50-е годы XIX века интерес к творчеству Мелвилла продолжал падать, а к началу Гражданской войны писатель и вовсе был забыт. Семья, долги... Писатель не мог дальше существовать на литературный заработок: бросил писать и поступил на нью-йоркскую таможню чиновником по досмотру грузов.
За последние тридцать лет своей жизни он написал всего одну новеллу, три поэмы и несколько десятков стихотворений, не увидевших света при жизни автора. Однако в прошлом столетии американские историки литературы, критики, а за ними и читатели "открыли" Мелвилла заново. В 1922 году американские читатели получили обстоятельную биографию писателя, которую автор Рэймонд Уивер озаглавил "Герман Мелвилл - мореплаватель и мистик". Вдохновившись ею, жители Массачусетса воздвигли у ворот фермы Эрроухед небольшой валун с чугунной дощечкой: "Здесь с 1850 по 1863 год жил Герман Мелвилл - мореплаватель и мистик." Спустя еще полвека Беркширское историческое общество собрало, наконец, необходимую сумму и выкупило ферму у ее последних владельцев. В 1975 году здесь открылся мелвилловский мемориальный музей.


|
</> |