Моральная достоверность как источник убежденности

Увидел в книге Косаревой 'Рождение науки нового времени из духа культуры', что научные революционеры 17-ого века активно использовали понятие моральной достоверности; Косарева проводит аналогию с позицией Лютера 'На том стою и не могу иначе'. Насколько я понял, это применялось для решения того, что впоследствии назовут проблемой индукции, а также переходом к наилучшему объяснению (абдукции). Другими словами, был осознан разрыв между 'истинным знанием' в духе Аристотеля и наблюдениями или экспериментами; в 17-ом веке предполагалось, что моральная достоверность сможет преодолеть этот разрыв.
Начну с цитат из книги Косаревой (вероятность используется в смысле правдоподобности).
Из статьи 'О ценностных основаниях идеалов достоверности в естествознании'
'Важнейшая заслуга основоположников механического естествознания состоит в том, что, приняв основной тезис скептицизма о невозможности обосновать абсолютную достоверность опытного естественнонаучного знания в строгом античном смысле episteme, они в своей концепции знания выдвинули новый идеал — моральной (практической) достоверности, переводящий опытное знание о природе из области просто вероятного мнения в царство обоснованного знания (хотя и по более слабым критериям, чем episteme). Понятие моральной (практической) достоверности (лат. certitudo moralis) явилось центральной категорией новой вероятностной концепции естественнонаучного знания, сформировавшейся к середине XVII в.'
'Культура постреформационной Европы нашла способ (через категорию моральной достоверности) введения эмпирии как личного опыта нравственно ответственного субъекта в царство доказательного, обоснованного, отвечающего требованиям всеобщности и необходимости знания. Понятие моральной достоверности предполагало высшую степень убежденности личности (действующей во имя общего блага, а не узкокорыстного интереса) в достоверности своего высказывания, подобно лютеровскому: «На том стою и не могу иначе».'
Далее: см. вторую часть в От sola scriptura к sola experientia
|
</> |