Моральная достоверность как источник убежденности

топ 100 блогов evgeniirudnyi09.06.2024

Увидел в книге Косаревой 'Рождение науки нового времени из духа культуры', что научные революционеры 17-ого века активно использовали понятие моральной достоверности; Косарева проводит аналогию с позицией Лютера 'На том стою и не могу иначе'. Насколько я понял, это применялось для решения того, что впоследствии назовут проблемой индукции, а также переходом к наилучшему объяснению (абдукции). Другими словами, был осознан разрыв между 'истинным знанием' в духе Аристотеля и наблюдениями или экспериментами; в 17-ом веке предполагалось, что моральная достоверность сможет преодолеть этот разрыв.

Начну с цитат из книги Косаревой (вероятность используется в смысле правдоподобности).

Из статьи 'О ценностных основаниях идеалов достоверности в естествознании'

'Важнейшая заслуга основоположников механического естествознания состоит в том, что, приняв основной тезис скептицизма о невозможности обосновать абсолютную достоверность опытного естественнонаучного знания в строгом античном смысле episteme, они в своей концепции знания выдвинули новый идеал — моральной (практической) достоверности, переводящий опытное знание о природе из области просто вероятного мнения в царство обоснованного знания (хотя и по более слабым критериям, чем episteme). Понятие моральной (практической) достоверности (лат. certitudo moralis) явилось центральной категорией новой вероятностной концепции естественнонаучного знания, сформировавшейся к середине XVII в.'

'Культура постреформационной Европы нашла способ (через категорию моральной достоверности) введения эмпирии как личного опыта нравственно ответственного субъекта в царство доказательного, обоснованного, отвечающего требованиям всеобщности и необходимости знания. Понятие моральной достоверности предполагало высшую степень убежденности личности (действующей во имя общего блага, а не узкокорыстного интереса) в достоверности своего высказывания, подобно лютеровскому: «На том стою и не могу иначе».'

Далее: см. вторую часть в От sola scriptura к sola experientia

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Хомячковые страдания при слабом ночном воскресном стакане на бирже. Ливанет-не-ливанет ? Знай гадает трейдер, Когда тихо так биток Проторговкой грейдит. Ночь сегодня не легка И стакан не полон! На закупку встать? А вдруг, словишь маржинкола? Вся в раздумьях голова, Руки в ...
https://openid-provider.appspot.com/evgeniy.geniev100 12 сентября 2021, 20:34:16 Мне конечно понравился ОП автора, да и вообще вечный лайк за свободу и мысли, но лишь потому, в данном случае, что есть возможность предложить другое прочтение факта. Пруф-линков не будет, ибо ...
Надежды на интригу в тандеме испарилась окончательно http://skurlatov.livejournal.com/1051528.html Приехали из СНГ друзья на конференцию научно-технической и творческой интеллигенцию и спрашивали меня, что делается наверху. Я сказал, что ошибочно полагать, будто ...
Продал сегодня свой последний нетбук. На минуту даже стало его жалко. Но только на минуту. Хороший был класс устройств. Просто со времен выпуска первого EeePC как-то застыл он как муха в янтаре. Смотрел вот на новые нетбуки, все то же самое. Тот же ...
Не отвечайте сразу, сначала посмотрите фотографии. В Норвегии открылась “самая гуманная тюрьма в мире”. Строительство длилось 10 лет и обошлось в 252 млн. долларов (1 миллион был потрачен на картины и фотографии, украшающие стены). Тут все ...