Моральная достоверность как источник убежденности

топ 100 блогов evgeniirudnyi09.06.2024

Увидел в книге Косаревой 'Рождение науки нового времени из духа культуры', что научные революционеры 17-ого века активно использовали понятие моральной достоверности; Косарева проводит аналогию с позицией Лютера 'На том стою и не могу иначе'. Насколько я понял, это применялось для решения того, что впоследствии назовут проблемой индукции, а также переходом к наилучшему объяснению (абдукции). Другими словами, был осознан разрыв между 'истинным знанием' в духе Аристотеля и наблюдениями или экспериментами; в 17-ом веке предполагалось, что моральная достоверность сможет преодолеть этот разрыв.

Начну с цитат из книги Косаревой (вероятность используется в смысле правдоподобности).

Из статьи 'О ценностных основаниях идеалов достоверности в естествознании'

'Важнейшая заслуга основоположников механического естествознания состоит в том, что, приняв основной тезис скептицизма о невозможности обосновать абсолютную достоверность опытного естественнонаучного знания в строгом античном смысле episteme, они в своей концепции знания выдвинули новый идеал — моральной (практической) достоверности, переводящий опытное знание о природе из области просто вероятного мнения в царство обоснованного знания (хотя и по более слабым критериям, чем episteme). Понятие моральной (практической) достоверности (лат. certitudo moralis) явилось центральной категорией новой вероятностной концепции естественнонаучного знания, сформировавшейся к середине XVII в.'

'Культура постреформационной Европы нашла способ (через категорию моральной достоверности) введения эмпирии как личного опыта нравственно ответственного субъекта в царство доказательного, обоснованного, отвечающего требованиям всеобщности и необходимости знания. Понятие моральной достоверности предполагало высшую степень убежденности личности (действующей во имя общего блага, а не узкокорыстного интереса) в достоверности своего высказывания, подобно лютеровскому: «На том стою и не могу иначе».'

Далее: см. вторую часть в От sola scriptura к sola experientia

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мой отец встретил День Победы на фронте. Артиллерия особой мощности применялась при штурме Кёнигсберга. Он рассказывал, что иной раз хватало одного попадания. Чтобы немцы, в укреплениях ещё конца XIX века, разом все теряли сознание. От взрывной контузии. Тогда их легко брали, почти голыми ...
Спасибо большое,за чудесную рамочку,Оксаночке R-Oksana Не бойтесь говорить: "Люблю!", Тем, кто вам дорог бесконечно! Ведь в этом мире мы не вечны - всегда на грани, на краю... ...
Через пару лет я буду удивляться, почему  под некоторыми постами вдруг ...
Эпиграф: «истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» Как вы считаете, присуще ли политикам США благородство? В чьих интересах будут они действовать, если смогут управлять Россией? Мне почему-то кажется, что действовать Штаты ...
Допустим до 4 августа Конгрессу так и не удалось утвердить повышение лимита госдолга США, а Обама не сумел провести это решение "волевым" образом (некоторые конституционные основания обойтись без санкции Конгресса у него все же наличествуют). ...