Моральная достоверность как источник убежденности

топ 100 блогов evgeniirudnyi09.06.2024

Увидел в книге Косаревой 'Рождение науки нового времени из духа культуры', что научные революционеры 17-ого века активно использовали понятие моральной достоверности; Косарева проводит аналогию с позицией Лютера 'На том стою и не могу иначе'. Насколько я понял, это применялось для решения того, что впоследствии назовут проблемой индукции, а также переходом к наилучшему объяснению (абдукции). Другими словами, был осознан разрыв между 'истинным знанием' в духе Аристотеля и наблюдениями или экспериментами; в 17-ом веке предполагалось, что моральная достоверность сможет преодолеть этот разрыв.

Начну с цитат из книги Косаревой (вероятность используется в смысле правдоподобности).

Из статьи 'О ценностных основаниях идеалов достоверности в естествознании'

'Важнейшая заслуга основоположников механического естествознания состоит в том, что, приняв основной тезис скептицизма о невозможности обосновать абсолютную достоверность опытного естественнонаучного знания в строгом античном смысле episteme, они в своей концепции знания выдвинули новый идеал — моральной (практической) достоверности, переводящий опытное знание о природе из области просто вероятного мнения в царство обоснованного знания (хотя и по более слабым критериям, чем episteme). Понятие моральной (практической) достоверности (лат. certitudo moralis) явилось центральной категорией новой вероятностной концепции естественнонаучного знания, сформировавшейся к середине XVII в.'

'Культура постреформационной Европы нашла способ (через категорию моральной достоверности) введения эмпирии как личного опыта нравственно ответственного субъекта в царство доказательного, обоснованного, отвечающего требованиям всеобщности и необходимости знания. Понятие моральной достоверности предполагало высшую степень убежденности личности (действующей во имя общего блага, а не узкокорыстного интереса) в достоверности своего высказывания, подобно лютеровскому: «На том стою и не могу иначе».'

Далее: см. вторую часть в От sola scriptura к sola experientia

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
  С Надей нас познакомил мой однокурсник, когда мне было двадцать. Она была на девять лет старше, очень красива. Она первая обратила на меня внимание, я ответил взаимностью. Мы полюбили друг друга, но ее отец был против и препятствовал нашим ...
Вы когда-нибудь размышляли о том, что ваша жизнь не имеет никакого значения? Мне лично пофиг размышляли вы или нет. Мне не важно, что вы думаете обо мне, потому что я о вас вообще не думаю. И к тому же мне кажется, что лучше разговаривать с вами на «ты». Ты не обидишься? Ну, вот и ...
Эта новость, наверняка, не оставила в покое любителей полетать. В России собираются узаконить овербукинг . Для тех кто ездит в танке не в курсе, поясняю. Эта официальное разрешение авиакомпаниям продавать билетов больше чем есть мест в самолёте. Уверен, что в этом месте найдутся остряк ...
Трудно создавать новое в век технологий и цифровизации. Но порассуждать об этом, пофантазировать можно. И нужно. К тому же в чек листе такое задание. И оно меня заинтересовало. Если бы я создавал новую социальную сеть... ...
23 января 2017 года т радиционным запашком антисемитизма снова повеяло из Охотного Ряда — из думских уст . Вице-спикер от правящей партии Петр Толстой произнес: «Наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и ...