Объективация как включение в Коллектив

топ 100 блогов evgeniirudnyi05.06.2024

Этот текст является результатом обсуждения с kaktus77.

Я начну с примера, связанного с работами Луи Пастера по доказательству существования микробов. Вопрос, существовали ли микробы до их открытия, ведет в бездны метафизики и требует занятия философской позиции по поводу того, что такое объективная реальность и существование. Социолог Бруно Латур, который изучал историю работ Пастера и который хотел свести метафизику к минимуму ввел понятие Коллектив (грубо говоря, общественная практика). Таким образом, можно сказать, что после работ Пастера микробов приняли в Коллектив.

В данном контексте вспомним про флогистон, который был в ходу у образованных людей порядка ста лет, или даже про небесные сферы, которые были в ходу более тысячелетия. В философии науки стараются избежать утверждения, что флогистон вначале открывали, а потом закрыли, там скорее говорят, что флогистон был ошибкой с самого начала. Латур же ищет нейтральный язык для описания взаимодействия людей и не-людей. Латур использует последнее выражение вместо 'объект', поскольку он хочет избежать субъект-объектной парадигмы (слоган Латура - не входить в Пещеру Платона). Поэтому Латур сказал бы, что флогистон вначале включили в Коллектив, а потом исключили. Микробы же включили в Коллектив и пока нет оснований для их исключения.

Латур также старается избежать отделения социального от природного. В качестве пример приведу один заголовок 'Почему кишечник – второй мозг и как нами управляют бактерии?' Можно ли при рассмотрении этой работы четко отделить социальное от природного? При этом Латур не сводит все к социальному, у него вещи дают сдачи. Но он ищет путь, в рамках которого можно было бы спокойно рассматривать, тему, озвученную в приведенном мною заголовке. На этом пути он вводит вещи в общественную жизнь. То есть, можно сказать, что вещи сами участвуют в своей объективации. Вместо Коллектива вначале был термин 'Парламент вещей', но дело в том, что вещи не могут сами говорить. Они выступают в парламенте через посредников. То есть, в конечном итоге мы тем или иным образом приходим к человеческому языку, который в свою очередь связан с вещами. Но сам процесс объективации не сводится только к языку.

Далее: см. вторую часть в https://blog.rudnyi.ru/ru/2019/03/bruno-latour-politics-of-nature.html

Оставить комментарий

Популярные посты:
ilyavaliev">ilyavaliev
ilyavaliev
Набережная Поцелуев
Архив записей в блогах:
Поскольку в стране равных возможностей, известной как СССР, любые блага были доступны лишь узкой прослойке населения и исключительно по блату, то и популярное в те годы теле-шоу "Ералаш" не стало исключением. И в Брежневский, и в Горбачевский, и в Ельцинский, и в Путинский периоды шоу ...
Добрый день, уважаемые участники сообщества. Опять обращаюсь к Вам за помощью. Проблема такая. Дойдя до определенного уровня жизни, захотелось окружить себя статусными вещами. В том числе - отдать ребёнка в частную школу. В общем, выбрав самую лучшую частную школу поблизости, отдала ...
«Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернётся. А потом ...
Максим Калашников Эфир просто звенит от пропагандонских восторгов по поводу «победы» в Сирии. Все: пропагандистская виртуальщина совсем потеряла берега, а Кремль явно неадекватен. Какая, на хрен, «победа», если Сирия остается раздробленной и разрушенной? Разгромили (и то не до конца) ...
Доброе утро! Сегодня проснулся с тем, что скоро весна. Осталось всего несколько дней! Устал уже от зимы, белого пейзажа за окном и дубака! Хочется больше света и тепла! А еще, чтобы вернули переход на зимние и летнее время! Хотя думаю, ближе к ...