
Монза , затерянный край

история такова : в начале лета увидел объявление в ЖЖ о том, что состоится
поездка по Монзенской железной дороге в июле,желающие могут присоединиться.
Вроде бы так. Остальное уже было дело техники.
Несколько лет назад , просматривая топографические карты, я узнал,
что существует в глухих лесах Вологодчины железная дорога,почти прямая как стрела.
Она тянется длинной тонкой чёрточкой от станции Вохтога, недалеко от Вологды и
обрывается через двести с лишним километров и дальше ничего...
Конечно эта «странная» дорога меня заинтересовала и я решил накопать о ней побольше материала.
Тут . извините, немного истории , иначе не понять "откуда пошло быть" :)
Кому скучно читать - пропускайте сразу !
Оказалось,что она ( дорога ) существует с начала 30-х годов ХХ века. В те далёкие годы печи домов в городах топились исключительно дровами и каменным углем.
И вот для заготовки большого количества дров,в том числе и для Москвы и началось строительство Монзенской железной дороги.
Дорога развивалась постепенно, по мере вырубки леса на лесоучастках. В те времена
автомобильных дорог не было в такой глуши и для вывозки леса использовались
узкоколейные ж/д дороги. Но Монзенскую изначально решили делать широкой колеёй.
И это оказалось рационально.Потом уже от неё как ветви от дерева, стали отходить многочисленные узкоколейки на леспромхозовские участки. К началу 40-года было построено около 40 км дороги. В годы войны ,при остром дефиците кадров, на лесозаготовки стали привлекать заключенных,до этого работали вольнонаёмные рабочие.
После окончания войны развитие дороги продолжалось. В 1951 году отсталые технологии ручного труда сменили механизированные линии погрузки леса. С этих пор в лесу трудились только постоянные работники леспромхозов. В 50-х годах дорога продвигалась постепенно
и к 1965 году её протяженность составила 142 километра. К середине 70-х годов Монзенская ж/д можно сказать достигла своего расцвета. Паровозы, которые исправно служили локомотивами всё это время уступили место тепловозам. К дальним участкам заготовки строились бетонные автомобильные дороги.За десятилетие объём вывозимой древесины увеличился в шесть раз . В 1981 году по Монзе , с лесоучастков было вывезено 620 тысяч кубометров леса. Монзенская железная дорога достигла таких масштабов, что к ней уже не подходило определение «ветка местного значения».А наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий был таким: продление дороги до города Никольска и далее на Великий Устюг. Участок Никольск — Великий Устюг должен был строиться, в первую очередь, с целью развития экономики и улучшения транспортного обслуживания восточных районов области. К лету 1988 года рельсы дотянулись до 238-го километра.
Появилась станция Кема.Начались работы на участке Кема — Никольск. Ну а что было дальше наверное объяснять не надо. Конец Советского Союза и последовавшие далее бурные годы остановили насовсем не только это строительство.
Добравшись ранним субботним утром до станции Вохтога,мы первым делом посетили конечно магазин , прикупив продуктов в дорогу .
И потом уже в депо,где нас ждал арендованный мотовоз ДМ . Отправление назначили на 10 часов утра , оставалось время , чтобы осмотреть локомотивное хозяйство. Тут поясню, что поездка была организована любителями,ценителями и историками железных дорог России.
Мне было лестно оказаться в такой компании.
Ребята конечно документировали каждый встреченный раритет и делали обзорные снимки. Я же , как любитель , снимал, то , на что падал глаз.
Вот вид локомотивного депо Монзенской ж/д. Там на заднем плане ДМка, на которой мы поедем.

А это несамоходный вагон, его цепляли к ДМ для перевозки пассажиров.
В детстве я много таких видел на ДВЖД в идеальном состоянии, а тут :((

Двери, ведущие в депо...не мог мимо пройти

Символ былого - герб СССР , сейчас большая редкость. В той стране не так уж и плохо жилось многим.Свидетели с каждым годом уменьшаются.



10 утра, выезжаем из депо Вохтога-2.

Предстоит то всего 250 километров в самую глушь лесов.

Ребята заняли мостик нашей шхуны и фотографируют всё, что представляет интерес.

Вид на дорогу в начале нашего пути.

Первая остановка-станция Таёжный , хотя тайгой здесь и не дышало :)
Тайга это за Уральским хребтом,а тут дремучие чащи.

Проезжаем семафор , такого уж точно нигде больше не встретишь. Раритет !

По пути делаем фотостопы на мостах и станциях


Это типичные перроны со скамьями , не удивляйтесь - так было.
Наш красавец , ДМ . Кто скажет, что это не так ???

Роман и Володя, благодаря им двоим в основном состоялась поездка - спасибо, ребята ! Пусть все планы ваши реализуются в жизни.

Вокзал станции Истопная , типичный для этой дороги и название говорящее.

От основной дороги идёт ответвление на Солигалич,старинный русский город.
Едем туда,чтобы запечатлеть станцию , семафоры , локомотивы, вагоны.

Приезжаем в Солигалич около 14 часов дня.

Здесь вокзал уже другой, из кирпича.Грузовая станция,пассажирского движения нет.Отправляются товарняки с продукцией известкового комбината.
Тяжёлые составы. На путях стоит готовый к отправке.


До самого города от станции идти пешком пару часов, нет времени , да и в планы не входило. Года четыре назад я приезжал в него автобусом из Костромы. Город необычный,весь из деревянных домов с богатой резьбой на окнах. Родина адмирала Невельского между прочим.
Дежурная по станции отправляет грузовой состав на Вохтогу.

Ребята занимаются съёмкой. А рядом наш машинист, зовут Костей.

Снегоуборочная машина. представляете какой покров снега зимой в этих местах ? Я - да .

Мы - должны победить !

Тут я предлагаю отдохнуть, так как до конечной станции путь ещё не близок.
Продолжу в следующей части...
|
</> |