рейтинг блогов

Монза , затерянный край

топ 100 блогов misterfirst12.07.2010 В прошлые выходные я путешествовал в Вологодской области. Как туда занесло -
история такова : в начале лета увидел объявление в ЖЖ о том, что состоится
поездка по Монзенской железной дороге в июле,желающие могут присоединиться.
Вроде бы так. Остальное уже было дело техники.


Несколько лет назад , просматривая топографические карты, я узнал,
что существует в глухих лесах Вологодчины железная дорога,почти прямая как стрела.
Она тянется длинной тонкой чёрточкой от станции Вохтога, недалеко от Вологды и
обрывается через двести с лишним километров и дальше ничего...
Конечно эта «странная» дорога меня заинтересовала и я решил накопать о ней побольше материала.
Тут . извините, немного истории , иначе не понять "откуда пошло быть" :)

Кому скучно читать - пропускайте сразу !

Оказалось,что она ( дорога ) существует с начала 30-х годов ХХ века. В те далёкие годы печи домов в городах топились исключительно дровами и каменным углем.
И вот для заготовки большого количества дров,в том числе и для Москвы и началось строительство Монзенской железной дороги.
Дорога развивалась постепенно, по мере вырубки леса на лесоучастках. В те времена
автомобильных дорог не было в такой глуши и для вывозки леса использовались
узкоколейные ж/д дороги. Но Монзенскую изначально решили делать широкой колеёй.
И это оказалось рационально.Потом уже от неё как ветви от дерева, стали отходить многочисленные узкоколейки на леспромхозовские участки. К началу 40-года было построено около 40 км дороги. В годы войны ,при остром дефиците кадров, на лесозаготовки стали привлекать заключенных,до этого работали вольнонаёмные рабочие.
После окончания войны развитие дороги продолжалось. В 1951 году отсталые технологии ручного труда сменили механизированные линии погрузки леса. С этих пор в лесу трудились только постоянные работники леспромхозов. В 50-х годах дорога продвигалась постепенно
и к 1965 году её протяженность составила 142 километра. К середине 70-х годов Монзенская ж/д можно сказать достигла своего расцвета. Паровозы, которые исправно служили локомотивами всё это время уступили место тепловозам. К дальним участкам заготовки строились бетонные автомобильные дороги.За десятилетие объём вывозимой древесины увеличился в шесть раз . В 1981 году по Монзе , с лесоучастков было вывезено 620 тысяч кубометров леса. Монзенская железная дорога достигла таких масштабов, что к ней уже не подходило определение «ветка местного значения».А наиболее вероятный сценарий дальнейшего развития событий был таким: продление дороги до города Никольска и далее на Великий Устюг. Участок Никольск — Великий Устюг должен был строиться, в первую очередь, с целью развития экономики и улучшения транспортного обслуживания восточных районов области. К лету 1988 года рельсы дотянулись до 238-го километра.
Появилась станция Кема.Начались работы на участке Кема — Никольск. Ну а что было дальше наверное объяснять не надо. Конец Советского Союза и последовавшие далее бурные годы остановили насовсем не только это строительство.

Добравшись ранним субботним утром до станции Вохтога,мы первым делом посетили конечно магазин , прикупив продуктов в дорогу .
И потом уже в депо,где нас ждал арендованный мотовоз ДМ . Отправление назначили на 10 часов утра , оставалось время , чтобы осмотреть локомотивное хозяйство. Тут поясню, что поездка была организована любителями,ценителями и историками железных дорог России.
Мне было лестно оказаться в такой компании.
Ребята конечно документировали каждый встреченный раритет и делали обзорные снимки. Я же , как любитель , снимал, то , на что падал глаз.

Вот вид локомотивного депо Монзенской ж/д. Там на заднем плане ДМка, на которой мы поедем.

88.58 КБ

А это несамоходный вагон, его цепляли к ДМ для перевозки пассажиров.
В детстве я много таких видел на ДВЖД в идеальном состоянии, а тут :((

79.84 КБ

Двери, ведущие в депо...не мог мимо пройти

58.75 КБ

Символ былого - герб СССР , сейчас большая редкость. В той стране не так уж и плохо жилось многим.Свидетели с каждым годом уменьшаются.

62.72 КБ

73.77 КБ

107.08 КБ

10 утра, выезжаем из депо Вохтога-2.

68.69 КБ

Предстоит то всего 250 километров в самую глушь лесов.

60.74 КБ

Ребята заняли мостик нашей шхуны и фотографируют всё, что представляет интерес.

92.51 КБ

Вид на дорогу в начале нашего пути.

89.34 КБ

Первая остановка-станция Таёжный , хотя тайгой здесь и не дышало :)
Тайга это за Уральским хребтом,а тут дремучие чащи.

76.85 КБ

Проезжаем семафор , такого уж точно нигде больше не встретишь. Раритет !

87.95 КБ

По пути делаем фотостопы на мостах и станциях

88.56 КБ

73.23 КБ

Это типичные перроны со скамьями , не удивляйтесь - так было.

Наш красавец , ДМ . Кто скажет, что это не так ???

83.77 КБ

Роман и Володя, благодаря им двоим в основном состоялась поездка - спасибо, ребята ! Пусть все планы ваши реализуются в жизни.

68.34 КБ

Вокзал станции Истопная , типичный для этой дороги и название говорящее.

81.79 КБ

От основной дороги идёт ответвление на Солигалич,старинный русский город.
Едем туда,чтобы запечатлеть станцию , семафоры , локомотивы, вагоны.

107.04 КБ

Приезжаем в Солигалич около 14 часов дня.

73.25 КБ

Здесь вокзал уже другой, из кирпича.Грузовая станция,пассажирского движения нет.Отправляются товарняки с продукцией известкового комбината.
Тяжёлые составы. На путях стоит готовый к отправке.

67.56 КБ

67.59 КБ

До самого города от станции идти пешком пару часов, нет времени , да и в планы не входило. Года четыре назад я приезжал в него автобусом из Костромы. Город необычный,весь из деревянных домов с богатой резьбой на окнах. Родина адмирала Невельского между прочим.

Дежурная по станции отправляет грузовой состав на Вохтогу.

93.49 КБ

Ребята занимаются съёмкой. А рядом наш машинист, зовут Костей.

68.92 КБ

Снегоуборочная машина. представляете какой покров снега зимой в этих местах ? Я - да .

67.81 КБ

Мы - должны победить !

58.21 КБ

Тут я предлагаю отдохнуть, так как до конечной станции путь ещё не близок.
Продолжу в следующей части...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...к постам про криолановский лак - под катом немного фоток со мной с самой игры. Фотографии авторства ptica_elsze . Полный же альбом - ...
Я хотел посмотреть "что за знаменитый город такой Патайя " - я посмотрел. Но с моей внутренней цензурой и представлением о понятии "нравственность в блогосфере" даже не знаю как вам о нем и о тех событиях,что с нами там произошли, рассказать! Лучше ...
Для начала рассмотрим известия о славянской знати в целом, с момента самых ранних известий о ней. IV век. К событиям конца столетия относится сообщение готского историка VI в. Иордана о правителе (rex) антов Бозе и его 70 primates, захваченных и казненных вместе с ним готским ...
92-летний фермер из Ирака женился на женщине, которая моложе его на 70 лет. Об этом счастливый жених сообщил в пятницу. В один день с ним женились также и его внуки 16 и 17 лет. Мусала Мохаммед аль-Муджамае женился на 22-летней Муне Мухлиф аль-Джубури через три года после смерти ...
...