«Молодой Ахмед» и «Тори и Локита»
pasha_popolam — 27.07.2024Это два последних фильма братьев Дорденн, выпущенных в 2019 и 2022 году. Как и многие предыдущие, «нетленки» поднимают проблемы с эмиграцией и мультикультурализмом в современной Европе. Впрочем, современная это Европа или двадцать лет назад, как в первых картинах, круг проблем не сузился, а где-то напротив. К примеру бюрократии и бездушия стало определенно больше. И еще, сюжеты стали жестче, на смену смертей от несчастных случаев, приходят покушения, резня и хладнокровные убийства. Жестокость разливается в фильмах бельгийцев ненавязчиво, как предчувствие «большой бойни».
«Молодой Ахмед» «Le Jeune Ahmed», фильм 2019 года, поднимающая проблему исламистского экстремизма в мусульманской диаспоре Франции и Бельгии. История простая, об арабском подростке ставшем жертвой экстремистской пропаганды местного имама. Буквально за три месяца посещений мечети, молодой араб резко забросил видеоигры, рассорился с сестрой (одевается как шлюха), матерью (пьяница, бухает вино за ужином) и педагогом, которая вообще враг-вероотступница. И что самое обидное, в чём-то ведь он прав.
Решение правда приходит радикальное – зарезать нахрен училку, кирдык ей нечестивой, учит видишь ли арабскому не по Корану, а по каким-то стишкам богомерзким. Ахмед решительно берет кинжял и выдвигается на дело. Но зарезать «нехороший женщина» не может, «слишком щустри». Ахмеда сажают на «малолетку», дают не много, как лузеру-неудачнику. В виде трудотерапии – работа на ферме. Вопреки ожиданиям, на ферме Ахмеда вовсе не гнобят (никаких свиней, только один раз собака лизнула). А так все чинно-благородно, молитва пять раз в день.
Ахмед усердно отбывает номер, но из-под тишка точит заточку. А тут еще дочка фермера положила на молодого араба свой похотливый глаз. Случайный поцелуй на сеновале становится катализатором ибо грех и его можно смыть только кировиью. Сюжет движется к фатальной развязке. Впрочем, психолог сказала, что вылечить от фанатизма может только лишь опыт личной беды провоцирующий эмпатию.
Фильм всецело в стиле братьев Дарденн, с простой историей, лаконичным действием, погружением в личностную психологию и сферу морализаторства. Напрашиваются и широкие общественные обобщения, куда без них. Финал как бэ открытый, но с предпосылками на оптимизм. Через три года все как-то кардинально переменилось, куда этот оптимизм только девался.
«Тори и Локита» «Tori et Lokita» 2022 год. Фильм про негров, наверное поэтому он совсем трагичный. Локита – молодая негритянка, а Тори – негритенок лет десяти, они познакомились на корабле и говорят всем что брат с сестрой. Между тем Тори получил документы, а Локита нет. Пока чиновники чешут яйца, молодые африканцы занимаются чем бог пошлет. Например поют в итальянском ресторане в качестве караоке-разогрева. Ну и ганжубас разносят для хозяина. Локита еще и мелкие сексуальные услуги итальянцу оказывает, за недорого.
По мере того как чиновники все больше динамят Локиту, парочка погружается в криминал. Локиту за фальшивые документы подряжают работать на «конопляной ферме». Все бы в порядке, это всего три месяца, но подруга не может жить без Тори. И ведь понимали мафиозники что негритянку необходимо изолировать от друзей ибо воровство неизбежно. Так и вышло.
В общем «Тори и Локита» из тех дарденновских картин, что с криминальным, закрученным сюжетом. Такой был «Молчание Лорны» и «Неизвестная». Только еще циничного расстрела у братьев не было. Картина представляется несколько наивной, хоть и наполнена жестью. Вернее наивным представляется ее социальный посыл, о том что надо дескать документы давать щедрее, что бы негры легализовались и жили счастливо, а не торговали канабисом. Все что касается психологии, дружбы, верности, своеобразного кодекса, как всегда на высоте. Фильм кстати получил таки плюшек в Каннах.