Молодым прихожанам Православной церкви
sapojnik — 18.10.2019Чего только не найдешь на просторах инета! Вот наткнулся вдруг в блоге у своего активно православного френда Мирослава Бакулина на некое "Письмо", которое по сути - своеобразное "наставление молодым священникам". Казалось бы - где я и где молодые священники?! Я вообще, как известно, атеист. Решил пробежать глазами начало - и неожиданно увлекло. Что и понятно, на самом деле: все-таки РПЦ - это прежде всего большой социальный организм, а тут в письме ненароком приоткрывается его внутренняя механика. Очень интересно! Тут и видно, что страдания русского человека почти везде однотипны - чаще всего они сводятся к тому, что человек чувствует себя попавшим внутрь Вертикали, которая его мнет и давит, и из которой он не чает, как выбраться.
И видно, что писал человек неравнодушный и толковый. Хотя ключевая финальная рекомендация звучит, конечно, довольно наивно и потешно. И стандартно: всегда и везде русский человек видит выход только и исключительно в личных усилиях - коллективные усилия никогда даже не рассматриваются. Отбили большевики крепко всякую охоту...
"Здравствуй, дорогой друг!
Ты - молодой прихожанин православного храма Русской Православной Церкви, помогаешь батюшке в алтаре, поёшь и читаешь на клиросе, занимаешься реализацией каких-нибудь приходских проектов – одним словом, ведёшь активную приходскую жизнь и в тайне сердца мечтаешь стать батюшкой, а может кто-то из священников уже и подталкивает тебя к этому шагу, значит, это обращение к тебе.
Хочу бегло обрисовать тебе возможные перспективы, которые ждут тебя, когда ты окажешься на стезе священнического служения.
Во-первых, скорее всего, желание стать священником обусловлено увлечением внешним антуражем, которым окружёны батюшки. В мечтах тебе грезится, как ты будешь ходить в красивой рясе с важным видом; как люди будут подходить к тебе за благословением, низко склонив голову; как они будет обращаться к тебе за разрешением жизненных вопросов, и ты мудрым отеческим советом будешь распутывать все сложные узлы человеческого бытия; как ты будешь красиво и благоговейно служить, давая зычным голосом возгласы за богослужением, от которого прихожанки будут млеть и падать в обморок; как с церковного амвона ты будешь произносить проповеди, «прожигая» огненным глаголом сердца прихожан; как ты будешь в воскресной школе рассуждать с учащимися о трансцендентности и имманентности, об апофатике и катафатике, об экзистенциях и эманациях; как ты будешь миссионерствовать и обращать ко Христу толпы людей подобно апостолу Петру и т.д.
Да, в мечтах это всё красиво и маняще. А что же произойдёт в реальности? К рясе и подряснику ты быстро привыкнешь и никаких романтических чувств по отношению к ним испытывать не будешь. Более того, ты обнаружишь, как это неудобно, передвигаться в длинной одежде по лестнице, делать земные поклоны, садиться в машину и выходить из неё; что в межсезонье ходить в рясе и подряснике – сущее наказание: они постоянно грязные, и как бы ты ни старался, всё равно испачкаешься. И, скорее всего, в свободное от богослужений время ты вернёшься к более простой, практичной и удобной светской одежде. В богослужебных же одеждах будет просто неудобно и летом очень жарко.
Благословения очень скоро для тебя превратятся в кару, потому что прихожане будут подбегать к тебе за благословением по пятьдесят раз на дню, и объяснения, что достаточно в течение дня взять одно благословение, не помогут.
Очень быстро ты поймёшь, если будешь стараться оставаться честным перед Богом и своей христианской совестью, что для того чтобы давать советы, не калеча человеческие судьбы, тебе не хватает ни образования, ни жизненного, ни духовного опыта, ни интуиции, ни сообразительности, что на роль «старца» ты ну ни как не тянешь, и твои советы чаще всего будут сводиться к фразам, типа: «Молитесь, а там Господь как-нибудь Сам всё управит».
Через какое-то время откроется, что к голосу твоему уже все привыкли и никого он не впечатляет, за исключением разве двух, трёх особо экзальтированных прихожанок; что проповедник ты, честно говоря, не очень, далеко не Иоанн Златоуст. А с годами будешь лихорадочно думать о том, что ещё нового и интересного можно сказать уже в десятый раз об одном и том же евангелии или празднике. К богослужениям и требам ты быстро привыкнешь, и дай Бог, чтобы они не превратились для тебя в скучную рутину, чтобы сохранить тебе благоговение. Вообще, настраивайся, брат, на то, что тебе многие годы придётся совершать одно и то же, и что плодов своей деятельности, ты, скорее всего, не увидишь.
Про всякие там эманации и трансцендентности тебе придётся забыть, потому что прихожан будут интересовать не тонкости «Халкидонского соединения», а вопросы более приземлённые: какому святому в каких нуждах помолиться; как правильно заварить цветочки, взятые от венка праздничной иконы; что делать с трехлитровой банкой соборного масла, оставшегося с прошлого года; какой рукой нужно ставить свечку, чтобы «всё» получилось; какая молитва «самая сильная; сколько раз нужно прочитать акафист, чтобы наверняка «сработало»; какой ладан нужно сосать, если болит поджелудочная железа; можно ли причащаться, если в пост рыбу понюхал и т.д.
Когда ты окажешься на приходе не в качестве настоятеля, а вторым или последующим священником весь твой приобретённый в семинарии или академии багаж знаний окажется никому не нужным. Делай, что сказал настоятель, кади, кропи, крести, освящай, отпевай, не умничай и никуда не лезь. То есть ты будешь востребован не как христианский пастырь, а как языческий жрец. Зарплата у тебя, скорее всего, будет маленькая, которой, в лучшем случае, тебе хватит только на еду. Это в лучшем случае. А стать настоятелем, если ты захочешь сохранить свою христианскую совесть, человеческую честь и пастырское достоинство, тебя не светит, потому что наверх выбиваются по преимуществу только подхалимы, те, кто умеет прогибаться, лизоблюдствовать, кто способен в угоду вышестоящему начальству попрать и совесть, и достоинство, и честь.
Успехи в миссионерском деле, пожалуй, тоже будут более чем скромными: ты столкнёшься с тотальным равнодушием и безразличием со стороны людей к слышанию евангельского учения, максимум, что их будет интересовать, так это: где и во сколько можно освятить куличи и как покрестить ребёнка без собеседований. Да и в какую церковь ты их приведёшь? Ведь церковная реальность от проповедуемой отстоит так же далеко, как – небо от земли!
Но это всё вещи второстепенные и в какой-то степени преодолимые, если проявить смекалку, приложить должные усилия и проявить настойчивость и постоянство. Мне же хочется сказать тебе о главном, о – непреодолимом. Сказка под названием «Церковь Христова» закончится сразу после того, как ты перестанешь быть мирянином. Да, пока ты учишься, тебе будет казаться, что ты в сказке, но как только ты станешь священнослужителем, то из церкви Христовой попадёшь в церковь епископа, где на месте Христа восседают они – преосвященные, высокопреосвященные, высокопреосвященнейшие господа и владыки, где служат не Христу, а – епископу. Тебе казалось, что церковь – это территория христианской любви и свободы, но очень скоро ты обнаружишь, что взаимоотношения в церкви строятся на принуждении и страхе.
С того самого момента, когда над тобой будет совершена хиротония, ты перестанешь быть свободным человеком, ты в какой-то мере даже перестанешь быть христианином, ты станешь рабом епископа, а он – твоим полноправным хозяином. Отныне никакие достижения христианской цивилизации в виде прав и свобод человека не будут иметь к тебе никакого отношения – вся твоя жизнь будет зависеть только от воли и настроения твоего хозяина – епископа. Ты не будешь защищён ничем: ни светскими законами, ни церковными канонами, всё будет решать твой хозяин – епископ, власть которого ничем и никем не ограничена! Если ты чем-то не угодишь епископу, он может сослать тебя на глухой бедный приход, где из-за невыносимой нужды от тебя сбежит матушка. И тебе придётся покориться, потому что у тебя нет ни светского образования, ни специальности, ни жилья – ничего. Ведь когда-то ты поверил в сказку под названием «Церковь Христова» и добрых владык, которые тебе казались отцами; поверил священнику, который уговорил тебя поступить в семинарию, но который заботился не столько о твоей судьбе, а сколько о том, чтобы заработать дополнительный бонус перед вышестоящим начальством.
Недовольство епископа тобой может выразиться и в том, что он отправит тебя в запрет, и ты, опять же, не имея образования, профессии и жилья, останешься без средств к существованию и вынужден будешь сломаться и полностью покориться воле своего хозяина, даже если она совсем не совпадает с тем, о чём говорится в Евангелии. У епископа много возможностей и способов попить у тебя кровь и отравить тебе жизнь. Так лошадей объезжают: ломают их волю, подвергая всевозможным истязаниям. Если же ты захочешь быть объезженным, то либо лишишься сана (не выдержишь давления и снимешь сам, либо епископ подведёт тебя под это; поищи ради интереса в Интернете, сколько достойных священников за последние годы лишились сана из-за нежелания предавать свои христианские убеждения), либо будешь всю жизнь прозябать на вторых ролях с нищенской зарплатой без малейших перспектив роста или какого-то развития.
Для чего всё это я пишу тебе, дорогой друг. Не для того, чтобы отговорить тебя от священства. Нет. Христос в Церкви есть. Его Мистическое Тело живо. Просто исторически так сложилось, что в церкви, как земной организации, Его место заняли поражённые жаждой власти и наживы люди, которые служение Христу оттянули на себя. Шанс попасть к хорошему епископу (да, такие тоже есть) у тебя – один на тысячу. И вот, чтобы, находясь в священном сане, можно было служить Христу, а не человеку, нужно обладать материальной независимостью. Потому что именно материальная незащищённость является главным инструментом в руках епископа для манипуляции священниками, которые из-за страха за свои часто многодетные семьи вынуждены предавать свои самые возвышенные порывы и «плясать» под дудку архиерея. Именно в этом причина, почему сегодня при отборе кандидатов на поступление в духовные школы акцент делается не на взрослых, состоявшихся людях, а на безусых юношах, которых можно «лепить» по образу и подобию своему и которые будут послушны и безответны в силу своей материальной незащищённости.
Поэтому не торопись, брат. Сохрани глубоко в своём сердце мечту послужить Христу в священном сане. А сам тем временем учись, получай профессию, обзаводись жильём и семьёй, развивайся как человек, как личность, как христианин, и только тогда, когда ты почувствуешь, что крепко стоишь на ногах, вот тогда и приступай к реализации своей давнишней мечты – стать священником. Чтобы в Церкви Христовой тебе служить Ему, а не «делаться рабами человеков» (1Кор.7:23).
Архимандрит Епендит.
Характерен комментарий, которым сопроводил публикацию сам Мирослав: "Знакомый решил писать статьи в интернет. Написал о насущном. Я отправил в кучу порталов, таких как православие.ру, православие и мир и т.п. Все забоялись".
Ну как мы и думали, в общем.
|
</> |