может так и лучше

Кыргызстан и Таджикистан при всей своей шероховатости и бедности казались мне объемной картинкой, с разными и интересными людьми. В Узбекистане мне же все казалось одномерным, плоским - пока я не понял, в чем дело. Может быть, я, конечно, и ошибаюсь, но за эту неделю, пока я ездил по Узбекистану, у меня сложилось впечатление, что люди здесь разделились на две четких категории: на испугавшихся и на дорвавшихся. Причем, первые испугались вторых, а вторые пользуясь этим испугом отбросили уже всякие приличия и делают что хотят.
Здесь все принадлежит семье президента Ислама Каримова и друзьям этой семьи (дочь Гульнара захотела быть миллиардером - стала миллиардером; захотела стать поп-звездой - стала главной в стране поп-звездой, поет под псевдонимом Гугуша). А чтобы охранять эту собственность, страна просто наводнена милицией. Я много где был, но очень редко такое видел - милиция везде в безумных количествах. На дорогах гаишники не только с жезлами, но и с дубинками. На заправках то и дело видишь выходящих из машины расплатиться людей в обычных гражданских рубашках с короткими рукавами, а за поясом - кобура пистолета. Вход в метро по предъявлению паспорта. Внутри в метро тоже милиция - милиционер сидит на скамейке, но при появлении поезда встает: поезда метро приказано встречать стоя. В самом метро нет никакой рекламы - и только у каждой двери в вагон большой плакат огромными буквами: "Бдительность - требование времени".
С одной стороны понятно, что в случае чего милиция тебе не поможет, а наоборот создаст еще больше проблем. Но такое впечатление, что все пришиблены этим испугом - "в случае чего". Я проехал весь Узбекистан на машине - и на бесконечных блокпостах мои водители уже сразу по приближении доставали купюру в тысячу сумов, чтобы дать гаишнику: "на всякий случай, на будущий раз". И так на каждом блок-посту. Милиции уже даже не надо просить о взятке - их уже дают, не задумываясь, как само собой разумеющееся, причем ни за что, просто из испуга.
Я всю эту неделю спрашивал жителей всех городов, где я проезжал, что они думают по поводу всего этого беспредела - по поводу этой милиции на каждом шагу, по поводу отсутствия работы, по поводу этой псевдо-реставрации, когда в мечети и медресе 16-го века вставляют стеклопакеты и белые офисные пластиковые двери. Вот неужели их не возмущают построенные новые стены вместо старых и белые офисные пластиковые двери, рядом с которыми гид говорит "это памятник архитектуры 16-го века". По всему Узбекистану я получал на удивление одинаковый ответ: "Может, так и лучше".
Узбекистан отличается от Кыргызстана и даже от Таджикистана тем, что из-за этого деления на испугавшихся и дорвавшихся страна находится в какой-то интеллектуальной и эмоциональной менопаузе. В отличие от Кыргызстана и Таджикистана, любые разговоры ведутся исключительно о торговле и о деньгах - общество сфокусировало свое внимание только на этом, оставив в стороне все остальное. И дорвавшихся родственников и друзей Ислама Каримова это только устраивает - испугавшееся население уже даже не надо контролировать, оно и так парализовано и контролирует само себя.
"Будешь жаловаться - посадят", говорит мне таксист в Ургенче. "Может, так и лучше", говорит женщина у мавзолея со стеклопакетами, новой плиткой и новыми стенами. Один мой жж-френд из Ташкента, отказавшийся сообщить даже свое имя, отменил нашу назначенную встречу, сказав, что за мной наверняка следят, а значит, что если он со мной встретится, то его выследят и потом могут закрыть ему выезд из страны и не пустить в Европу в следующем году. Эта страна живет в своем собственном аду.
|
</> |