Может ли молитва иноверца осквернить храм Божий?
dolboeb — 08.06.2017 По до сих пор не понятной мне случайности угодил вчера к другу Косте фон Эггерту, на эфир передачи «Трудно быть с Богом». Там раввин, муфтий и священник спорят с ведущим о религиозных аспектах текущих событий. Зачем нужен в этой передаче пятый, случайный человек, я так и не понял. Навскидку предположил, исходя из пресловутого списка т.н. «традиционных» для России религий, что это место должно быть отдано буддийскому ламе, но уже постфактум в описании программы прочёл, что участвуют в ней только монотеисты, чтобы не сказать — адепты авраамических конфессий, которым с ламой, очевидно, не договориться по ключевому вопросу единобожия. Так что я понял, что меня там никто не принял по ошибке за буддиста, но зачем позвали — по-прежнему Бог весть. Ничего важного по вопросу об отношениях между Исламом и вооружённым насилиям я к словам других ораторов добавить не мог. Соответственно, и не добавил. Зато пообщался с умными людьми, что само по себе оправдывало в моих глазах эту поездку.Протоиерей Всеволод Чаплин, о необыкновенно высоком интеллектуальном уровне которого мне много рассказывали общие знакомые, полностью подтвердил их рассказы. Это действительно умнейший собеседник, эрудит и полиглот, который при общении без микрофонов всё прекрасно понимает и объясняет, а всё мракобесие у него — строго на камеру. К слову сказать, к этому же типу людей относится и публично всеми нами нелюбимый Виталий Милонов. Когда он снимает с себя клоунский костюм, под ним обнаруживается интереснейший собеседник, с которым очень трудно найти сколько-нибудь серьёзную почву для разногласий по ключевым вопросам современности. Просто его публичное амплуа требует определённых реплик, и он с ними справляется. Многие люди говорили мне то же самое про ВВЖ, но с ним я только раз в год на «Эхе» вижусь, так что проверить случая не имел.
Но в эфире отец Всеволод произнёс некоторое утверждение, которое мне хотелось бы уточнить у воцерковленных читателей этого ЖЖ, благо их есть тут некоторое ненулевое количество. С подачи муфтия, который посетовал на плохую абсорбцию мусульман в странах Европы, я рассказал об удачном, на мой взгляд, опыте моего любимого региона Венето. Где никогда не ступала нога мусульманского завоевателя, и по этой причине как класс отсутствуют мечети. А вот выходцы из мусульманских стран там есть — не только и не столько беженцы (им дороговато), сколько гастарбайтеры и мелкие предприниматели. И им негде в пятницу помолиться.
Соответственно, католические священники венецианских приходов, у которых две общих проблемы — неуклонное вымирание паствы от естественных причин и депопуляция Лагуны из-за земельных налогов — установили график, по которому они поочерёдно в пятницу пускают мусульман молиться в свои церкви. А на терраферме (так называются континентальные владения Венеции на Апеннинском полуострове) один сельский священник, чей приход почти совсем уже обезлюдел, оборудовал у себя в церкви постоянное молитвенное помещение для мусульман со всего Венето, и пара сотен их еженедельно по пятницам у него собирается. Этот пример показался мне очень удачной иллюстрацией к словам муфтия про абсорбцию, потому что Италия — это страна с довольно значительным мусульманским населением, особенно после ливийских событий, страна, принимающая беженцев из довольно проблемных регионов (в Венеции живут даже афганцы), но при этом об исламистском терроре итальянцы в основном читают в иностранных новостях. Единственной венецианке, погибшей в исламистском теракте, понадобилось сперва приехать в Париж, а там уже пойти с друзьями в Батаклан. Сценой общеитальянских поминок по этой девушке вдохновлялся Паоло Соррентино, когда снимал заключительный эпизод «Молодого папы». Благо между службой, которую на ступенях Св. Марка вместе отслужили раввин, мулла и католический священник в память о погибшей, и съёмками проповеди Пия XIII с той же лоджии прошла всего пара месяцев. Кто помнит заключительную серию первого сезона, может сопоставить толпу слушателей молодого папы с вот этим кадром венецианской документальной фотохроники:
На это моё замечание отец Всеволод Чаплин тут же парировал, что для России такая практика немыслима, потому что православную церковь, если в ней помолятся мусульмане, придётся полностью заново освящать: молитва Аллаху сама по себе явится осквернением дома Божия.
Честно сказать, у меня после таких слов отца Всеволода малость отвисла челюсть. Вот реально, после всех разговоров о едином Боге, после всех этих регулярных совместных хождений патриарха, раввина и муфтия к Путину, сохраняется в православии догма о том, что молитва иноверца способна осквернить Храм Божий? Может, и после визитов иудея тоже надо заново освящать? А католика? Или это просто личное мнение отца Всеволода, как православного фундаменталиста, а на самом деле нет такого правила? Ведь, как я выше уже рассказывал, в современном католицизме ничего похожего на такую норму даже близко нет. Наоборот, на стене церкви в Ливорно висит мемориальная доска, сообщающая, что в этом здании 30 лет назад кардинал Франциск Аринце, раввин Элио Тоафф, имам Абд Аль Вахид Паллавичини и пастор Давиде Мелодиа отслужили совместный молебен о мире. Если присмотреться к вот этому снимку, то табличка находится в самом центре кадра. Состояние здания связано не с тем, что его осквернили иноверцы, а с бомбардировками Ливорно, в ходе которых между 1940 и 1945 годом город последовательно разрушали французские, немецкие, британские и американские пилоты. Синагога в Ливорно этих бомбёжек вообще не пережила.
PS. Если кому-то, даже после истории с ловлей покемонов в питерской хоральной синагоге, хочется задать мне вопрос, как относятся к иноверцам в иудейских храмах, рад поделиться картинкой от той самой Стены Плача, возвращение к которой евреев было сюжетом и иллюстрацией моего вчерашнего поста:
Если кто-то случайно не в курсе, это стена — самая главная в мире иудейская святыня, место молитвы и храм в сердце Иерусалима. Камни — остаток того Храма, о восстановлении которого евреи молятся уже около 2000 лет. Человека в белой кипе мы неоднократно видели со свечкой в самых разных православных церквах России, Святой Земли и Греции. А если вы сравните этот снимок с юзерпиком в текущем посте, то сможете догадаться, что эти фотографии сделаны во время разных подходов персонажа к Стене Плача. То есть это не туристический осмотр достопримечательностей, а вполне осознанное посещение православным верующим главной иудейской святыни. В первый приезд он туда двинул прямо из аэропорта, а во второй — помолился там за Россию. И никакому раввину, иерусалимскому или московскому, в голову не пришло мыслей о каком-нибудь осквернении.
|
</> |
https://bit.ly/2EpAShA
Система "МИЛЛИОН"
Гарантия возврата денег.