Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь
architectstyle — 20.03.2023Ещё одно место, в которое удобно ехать от нашего дома, это Можайск. Не совсем от дома, с Белорусского вокзала, но всё равно, что от дома. Раз - и ты в электричке, два - и ты уже в Можайске. Посмотрим, что у нас тут интересного запрятано. Ну, во-первых, это Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь. Стоит он на высоком берегу Москвы-реки почти шесть веков. Судя по тому, что мы увидели на территории, жизнь его потрепала, но сейчас монастырь обустраивается, многое приведено в порядок.
Скрывается обитель за старинной оградой, стены и башни которой относятся к XVIII-XIX векам. Попасть на территорию можно через главные въездные ворота, или через восточные. На фотографии ниже можно видеть собор Рождества Пресвятой Богородицы, он расположился в самом центре монастыря, правее находится колокольня, ещё правее, в южной части ограды - главные въездные ворота. Все вместе эти постройки создают центральную ось и делят территорию обители на две части.
В названии монастыря можно заметить топоним, хорошо известный москвичам: Лужецкий перекликается с московским Лужники. И верно, слово означает луг, лужки, из чего не трудно догадаться, что монастырь находится среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки».
Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп. Ферапонт, что тоже можно почерпнуть из названия.
Преподобный Ферапонт, в миру Федор Поскочи происходил из боярского рода. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и его друг Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым монастырям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы возведен в первой половине XVI века. Освящение состоялось в 1547 году, на месте первого каменного собора монастыря. Перестраивался в середине XVIII века, галереи, окружающие собор, разобраны. В 60-х годах XX столетия реставрировался.
Архитектурный облик собора Рождества Богородицы лишён каких бы то ни было излишеств. Это простой пятикупольный четырёхстолпный храм, поднятый на высокий подклет. Строен он из кирпича, имеет три алтарные апсиды. Выразительность собора следует связывать не с какими-либо особенностями декора, но с очень продуманным сочетанием форм. Довольно долго купола собора оставались покрыты деревянной чешуей. Об этом свидетельствует опись 1757 года: «В оном монастыре Соборная и апостольная церковь каменная о пяти главах. Главы крыты чешуею деревянною, выкрашена краскою красной, на главах пять крестов позолоченных».
Так как галерея, окружающая собор, была разобрана, то входы с богато украшенными порталами северной и южной стороны собора остались без архитектурной поддержки, как бы расположены над пропастью. С западной стороны ко входу ведёт широкое и высокое крыльцо. Оно восстановлено в 2002 году.
После революции собору Рождества Богородицы пришлось пережить не лучшие времена. Организации, расположившиеся на территории монастыря, обустроили все здания под свои нужды, не считаясь с историко-художественной ценностью храмовых строений.
В 1941 году в Лужецком монастыре, захваченном фашистами, был лагерь для военнопленных. После того как фашистов от Москвы отогнали, работники НКВД устроило в монастырь аналогичный лагерь. Только в 1961 году началась реставрация древних Лужецких памятников. Проводя её, реставраторы освободили основной объём здания Богородице-Рождественского собора от позднейших пристроек, разобрали заложенные проёмы древних окон. Кроме того, при реставрации были открыты фрагменты фресок XVI века, когда-то украшавших собор. Ну, хоть фрески не мы - современники уничтожили, их сбили в 1799 году, т.к. те не отвечали художественным вкусам эпохи. Кто читал мои записи про иконы, знает, что мода на росписи в том или ином стиле менялась не реже, чем мода на причёски, украшения, корсеты, панталоны и платья.
Вообще, в конце XVIII столетия собор значительно изменил свой внутренний облик. В том же 1799 году был утрачен древний пол, настланный из чёрных керамических плиток. Плитки эти изготавливались особым способом: после обжига их коптили или натирали сажей, а поверх вощили. Затем плитка слега обжигалась вновь, и разогретый воск, проникая в поры глины, закреплял на ней чёрную краску. К концу XVIII века пол этот значительно изветшал, и поновлять его не сочли нужным. Его засыпали строительным мусором, а сверху настелили обычную красноватую керамическую плитку. Тот кирпичный пол, который существует в соборе сейчас, устроен уже накануне революции.
С крыльца собора хорошо видна почти вся территория.
В самом начале рассказа я назвала основные постройки монастыря, совокупность которых образует центральную ось, а замыкает эту ось церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что расположена в трапезном корпусе.
Она существовала уже в 1547 году. В 1560 году церковь по Вкладной книге «значилась тёплой, но нуждавшейся в поправке, и при ней была трапеза (братская) каменная».
Первоначально Введенская церковь была построена с шатровым завершением, но после пожара 1717 года её подвели «под одну кровлю с трапезной». Шатёр, рухнувший под действием огня, заменили простой главкой. В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр, в церковь прорубили отдельный вход, тогда как раньше войти в неё можно было только через трапезную.
Вид с крыльца Рождественско-Богородицкого собора в обратную сторону на главную ось. Тут мы видим колокольню с усыпальницей рода Савёловых и главные въездные ворота с надвратной церковью Спаса Преображения.
Колокольню Можайского Лужецкого монастыря строили довольно долго. Начало строительства - 1673 год, год окончания - 1692 год. Высота - около 35 метров. Нижняя часть её состоит из трёх прямоугольных ярусов, на которые поставлен восьмигранный шатёр с тремя рядами окошек. Венчает шатёр небольшая луковичная главка. По устройству своему шатёр с ярусом звонов напоминает многие колокольни XVII века - ярославские, прежде всего.
В описи монастыря от 1763 года читаем: «Колкольня каменная о трёх апартаментах, по уступам крыта тесом, а верх выведен даже до главы каменной; глава обита жестью, крест железный». Спустя четырнадцать лет даётся ещё более подробное описание: «Колокольня каменная о трёх апартаментах. Стоит от церквей особо, шатёр каменный на ней. Глава обита жестью, на главе крест железный... На той колокольне больших и малых одиннадцать колоколов». К началу XX века на звоннице было уже двенадцать колоколов, а звон, по воспоминаниям современников, «производился очень музыкальный».
Под колокольней была устроена особая погребальная часовня, где покоились останки Савеловых, родственников Святейшего Патриарха Иоакима, пожертвовавшего, на устройство колокольни 100 рублей. В частности, были погребены здесь два родных брата Патриарха.
Надвратный храм Преображения Господня
Первое упоминание о Святых вратах, очевидно деревянных, относится к описи 1596-1598 гг. Каменный одноглавый надвратный храм над южными Святыми воротами обители был построен на рубеже ХVI-ХVII вв. во время царствования Бориса Годунова, который лично присутствовал на его освящении. Монастырь тогда выполнял роль крепости-сторожи на западных рубежах Московского государства. В 1681-1692 годах монастырь обнесли каменной стеной с шестью башнями, которые примкнули к стенам Преображенской церкви со Святыми воротами.
В 1812 году Лужецкая обитель была разграблена и осквернена. Вестфальский корпус генерала Жюно устроил казарму в Веденском храме, столярную мастерскую в церкви прп. Ферапонта, а в трапезной и кельях конюшню. Тогда же был осквернён и повреждён надвратный храм Спаса Преображения. Когда враг был изгнан и в обители вновь воцарилась монашеская жизнь, в процессе восстановления храмовых построек было принято решение перекрыть свод церкви купольным завершением.
Въездные (восточные) ворота XVIII века
Монастырь был закрыт в 1922 году. В здании размещалась фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования, впоследствии постройка пустовала и разрушалась. В 1960-1970-х годов по проекту архитектора Н.И. Иванова проводились частичные реставрационные работы. В 1993 году монастырские здания были переданы Церкви. Надвратный Преображенский храм дождался своей очереди на восстановление и был вновь освящён в 2019 году.
Общий вид на ансамбль с востока
Возле монастыря мы обнаружили музей художника С.В. Герасимова
Сергей Васильевич Герасимов родился в Можайске. В 1901—1907 годах занимался в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, в 1907—1912 — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт им. В.И. Сурикова), где его наставниками были С.В. Иванов и К.А. Коровин. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 году построил себе дом-мастерскую.
Одним из известнейших живописных полотен о войне стала «Мать партизана»
Сквозь всё творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед — прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах живописный импрессионизм художника выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.
Мастерская художника находится в низине, на склоне холма.
Очень приятное, закрытое от посторонних глаз, тихое, камерное место.
Продолжение прогулки в следующей записи...
|
</> |