Моисей имел рога, словно чёрт


Как ни странно, пророка Моисея который 40 лет водил евреев по пустыне в поиске лучшей жизни раньше изображали с рогами.
Конечно, он выглядит не так экстравагантно, как святой Христофор, но тем не менее интригует любознательных и дотошных. Рогатым Моисей описан во всех латинских (то есть католических) текстах библии вплоть до начала 17 века. С чем связано появление такого канонического изображения одной из главных фигур иудаизма и христианства?

Традиция изображать пророка Моисея с рогами появилась в Средние века, после того как в обиход вошел латинский перевод Библии, так называемая Вульгата. До этого в ходу было Писание на древнегреческом языке, Септуагинта, которое появилось в Александрии в III веке до нашей эры.

Согласно легенде (признанной христианами каноном), 70 мудрецов независимо друг от друга переводили Танах и получили семьдесят совершенно одинаковых текстов на греческом, что было всеми воспринято как доказательство божественной точности перевода.

Вот что пишется в Библии в Исх. 34: 29: "Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним".

Поскольку греческий язык был известнее в древнем мире,чем иврит и арамейский, на другие языки, в том числе и на латынь, переводили в основном Септуагинту, лишь иногда сверяясь с древнееврейским оригиналом.

Рога - это древнейший символ божественной власти, аналог короны. Особенно в Египте, где верховный бог, Амон Ра, изображался с головой барана и бараньи рога являлись его символом (а кроме того символом бога луны Яха и создателя человека - бога Хнума). Рогаты были и многие другие боги. И в восприятии людей древности рога, выросшие на голове Моисея, могли означать, что он исполнитель божественный воли и что сам Господь поставил его правителем.
В ту эпоху сатану и демонов (они ведь ангелы, только падшие) тоже стали изображать рогатыми, а сходство пророка и князя тьмы, почему-то никого не смущало. Хотя костры горели повсеместно и за меньшее. Во многих средневековых текстах "двурогая" митра, какую носили епископы, уподоблялась рогам Моисея и статаны. А сам Моисей в христианском богословии и иконографии олицетворял еврейский закон.
В Польше во времена Казимира III Великого (1333–1370) чеканились денары с изображением государя в короне и с рогами. Около 1360 г. рогатый король был изображен на гербе Добжинской земли, которую Казимир в 1343 г. присоединил к своим владениям. По одной из версий, этот необычный образ должен был уподобить государя пророку Моисею, и в нем тогда почему-то не видели ничего демонического. А самого Моисея часто изображали с рогами и с нимбом — как святого.

На некоторых средневековых изображениях лицо рогатого Моисея было целенаправленно выскоблено или как-то еще повреждено. Мы точно никогда не узнаем, кто это сделал и почему. Можно лишь предположить, что кто-то из зрителей по ошибке принял его за беса или атаковал как иудея.
В Вульгате было прямо сказано, что Моисей после встречи с Богом, спустился с Синая рогатым. В принципе, за сорокалетнюю бродилку целого народа по пустыне, можно было не только с рогами, но и с хвостом спуститься.
Современные еврейские историки, желая убрать рога, конечно нашли причину )))) как тот грек ихз фильма, утверждающий что все слова в мире произошли от греческого языка. На латыни фраза о рогах звучит так: "Сornuta esset facies sua", дословно - "Его лицо было рогато". А вот на иврите это выглядит так: כי קרן אור פ ניו (ky qrn ‘wr pnw). Выглядит это предложение странно лишь потому, что в иврите гласные буквы не пишутся. На рога здесь указывает слово qrn.


Если добавить в него гласные, то могут получиться такие слова: qeren — рог, qeren — луч, qaran — сиять, излучать. Можно предположить, что лицо Моисея "сияло оттого, что Бог говорил с ним". Вот только иврит в то время никоиму не был нужен кроме евреев (как и сейчас), а латынь тогда знали многие.
Однако, если он просто "сиял", почему же его сяющего лица испугались евреи, поклонявшиеся Золотому Тельцу?


В истории религии и искусства пророк в Средние века был рогатым. Даже гений Ренессанса Микеланджело изображал Моисея с рогами. Но позднее к библейского патриарха начали изображать не с рогами, а с лучами, исходящими из головы. Правда, соблюдая устоявшуюся традицию, изображали Моисея с двумя лучами, расположенными там, где раньше были рога.

Как шутили в советские времена, Моисей долго выбирал место для евреев и выбрал единственное, где нет нефти )) Учитывая что творят евреи с палестинцами, рога им всем к лицу.

Основной источник: https://bigpicture.ru/
|
</> |