Мои максимы журналистики-6: Журналистика и жизнь (с 57-й по 56-ю)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Журналистика и жизнь
57
Цель журналистики — передать новизну событий, жизни и идей тех, кто в этих событиях является главным действующим лицом, а не новизну журналистского экспериментаторства.
58
Журналистика есть передача своим стилем, но в стандартных формах (жанрах) информации и мнений о стандартных событиях или ситуациях.
59
Журналистика — это конкуренция по поводу «быстрее», «лучше» и «больше нравится» («интереснее»), где справедливая самооценка в любом случае менее важна, чем даже весьма субъективная или несправедливая оценка аудитории.
60
Первая максима им. Льва Толстого
Жизнь стандартна («все счастливые семьи похожи друг на друга»), потому журналистика и описывает ее через передачу стандартных сюжетных узлов, но сосредоточивая внимание на любом отклонении от стандарта («несчастливые семьи»). Особо привлекают журналистику резкие отклонения от стандарта, от нормы. Однако и стандартные отклонения от нормы, и аномальные всё равно вписываются в матрицу стандартных сюжетных узлов журналистики.
61
Вторая максима им. Льва Толстого
Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные — тоже похожи. Но журналистику больше интересуют несчастные семьи, поэтому в СМИ из несчастья делают событие, а счастье — просто не замечают.
62
СМИ есть религия не в метафизическом смысле (хотя временами и в этом СМИ и религия весьма схожи), а в институциональном и инструментальном. Если не религия, то, по крайней мере, Церковь и культ.
63
Массовая культура и СМИ есть современный вариант карнавальной культуры и средств ее доставки в каждый дом, в каждую семью. Скоротечный и конечный обман античного и средневекового карнавала СМИ превратили в XX веке в постоянную реальность. Так, круг суровой жизненной правды, изредка, не чаще четырех раз в год, разрываемый считанными днями обмана, сменился круглогодичным циклом обмана. В этом круге, циркулируя по каналам СМИ, и живет сегодняшняя журналистика.
64
Медиаиндустрия, то есть СМИ как бизнес, и идущая по их каналам журналистская, рекламная и масскультовая продукция, безусловно, являются одновременно и частью, и информационной основой (в техническом и сущностном плане) индустрии современной массовой культуры.
65
Нельзя, будучи вовлеченным во все политические процессы, идущие в России, в том числе и политические, как отрицать очевидное (в частности, свое реальное участие в политической борьбе), так и постоянно твердить: мы самые честные, только мы говорим правду, мы самые неподкупные. И при этом постоянно обвинять в нечестности, лживости и купленности всех остальных. Рано или поздно кто-то проверит.