Мои любимые Нэцке
id77 — 23.03.2023 Здравствуйте уважаемые.Чего-то давненько мы с вами о Японии не говорили :-)
Тем более об одном из самых мною любимых японских изобретений, которые называются нэцкэ (根付). Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять".
По своей сути нэцкэ- это небольшой резной брелок, элемент традиционной одежды кимоно, этакий противовес на поясе. Но постепенно (как это часто и бывает у японцев) культура вырезанных фигурок вышла за рамки утилитарной вещи и развилось в отдельное (и знаменитое) направление искусства, к которому (повторюсь еще раз) я отношусь с большим пиитетом.
Часто нэцке путают с окимоно, но последние это просто статуэтки, пусть и небольшие. Они никогда не использовались для утилитарных целей, и у них никогда не была того отверстия для шнура, как у многих нэцкэ.
Это окимоно :-)
Хотя окимоно зачастую выполняют именно нэцукэси - мастера по резке нэцкэ
Можно выделить таких знаменитых нэцукэси как Сюдзан Ёсимура из Осаки, Томотада и Масано из Киото, Мива Хиромори из Эдо. Ну а самыми известными, пожалуй,были Томотика II и знаменитый Кокусай.
Типология нэцкэ самая разнообразная, хотя можно выделить несколько основных направлений:
- саси (差) — длинный брусок с отверстием для шнура на одном конце. Самый первый вид нэцкэ
- катабори (形彫) — резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы.
- мэн (面 ) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски.
- анабори (穴彫) — сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины
- итараку — нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.
- мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде толстого диска. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю.
- рюса (柳左)— очень похожа на мандзю. Основное отличие этой формы нэцкэ от мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка.
- кагамибута (鏡蓋) — представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник.
- каракури- этакие нэцкэ секретом.
Это, можно сказать,основные виды. Но есть еще и куча вариаций.
Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение и в нэцкэ. Причем, что интересно, могут быть запечатлены не только японские, но и китайские и даже (большая редкость правда) корейские персонажи.
Хотэй
Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.
Фукурокудзю
Обычно нэцкэ выполняли в 2 основных техниках - иттобори (техника резьбы с помощью одного только ножа, без тщательной проработки мелких деталей)
и укибори (вырезание рельефа на сложной поверхности, что-то среднее между круговой резьбой и гравировкой)
Если говорить о материалах исполнения, то они достаточно разнообразны.
Прежде всего это дерево (самый распространенный - кипарисовик японский, а также корейская сосна, персимона, прунус, сакура. Гораздо реже тис, камелия, жужуб, сандал и другие).
Также кость (слоновая кость, моржовая кость,рога оленя, рога буйвола,рога нарвала и т.д.)
Совсем редко из металла, фарфора, янтаря и стекла.
Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Поэтому я и сейчас не забываю свои немногочисленные пока (увы-нет реальной возможности взяться за это увлечение серьезно. Во всяком случае пока нет)
Но ценю и люблю это древнее и прекрасное искусство.
И еще несколько фигурок для Вас
Приятного времени суток.
|
</> |