Мои две копейки
dir_for_live — 22.03.2011 В старые и не такие уж добрые времена была разработана и поддерживалась система авторских отчислений за песни. Певец пел на концерте песню – и тут же копеечка падала автору. Выходил диск со сборником – еще копеечка. По радио исполнили – копеечка. По телевидению – копеечка. Авторы жили очень не плохо. Даже в самое голодное время.Кто же платил? От кого отстегивали копеечку? Может быть, исполнитель? Или, может быть, слушатель радиопередачи? Нет. Платил тот, кто считался выгодополучателем. Тот, кто от исполнения песни получал деньги.
Можно было петь хором на квартире. И даже открыть окна настежь и заливаться соловьем на всю улицу – за это автору ничего не перепадало. Не было выгодополучателя. Не было того, кто заработал на этой прекрасной песне под гитару хоть какие-то средства.
А вот если песня неслась из динамика над входом в магазин, тогда могли прийти и потребовать – потому что таким образом магазин привлекал покупателей и получал неоспоримую выгоду.
Еще раз: получил выгоду – отдал деньги.
Все было четко и подконтрольно.
Как жили писатели в то тяжелое время? Большие писатели жили хорошо. Те, что поменьше – хуже. Но – жили. На что и как?
Торговля была государственная. Издательства были государственными (если не учитывать специфические профсоюзные и партийные). Кто платил писателю за книгу? Тот, кто получал выгоду – издатель. Сто тысяч экземпляров задумал он издать и продать через госторговлю. Вот за сто тысяч и отдавал деньги. Не потом, когда продадут. Не после первых, скажем, пяти тысяч продаж, не с паузой в пять лет, не с расчетом поквартально и по мере реализации. Сделал сто тысяч – получи, писатель, свою долю. Договорились о допечатке – вот тебе еще.
Но это был, напоминаю, дикий совершенно «совок». Деньги получали одинаково те, кого покупали и те, чьи книги пылились на полках. Раз написал и тебя напечатали – никого не касалось, как тебя читают. Да еще и цензура, отсекающая иногда как раз хорошую литературу, но выходящую за рамки понятного цензору…
…
Вот мне интересно. Есть, скажем, Сид Мейер, автор великой компьютерной игры. И есть, предположим, купившая права на распространение игры на русском языке фирма «1С». И есть нехорошие люди, которые воруют, взламывают и выкладывают распароленную игрушку на торрентах и на прилавках в разных местных «горбушках». Кто звонит в колокола? Кто ищет пиратов и судится с ними? Сид Мейер? Или выгодополучатель, фирма «1С», уже уплатившая автору положенное? А от того, что пираты размножили программу, получил ли Сид Мейер меньше? Или это фирма «1С» получила меньше?
…
Итак, можно сказать, что даже в период позднего разваливающегося социализма писатели жили по-социалистически: они получали по договору, не взирая на количество распроданных в торговой сети экземпляров книги. То есть, оплачивался именно труд писателя, а не труд торговца и не труд издателя. Написал – получил. Трудился, тратил силы и нервы – получи.
С переходом к недоразвитому капитализму автор (наш автор, именно наш) столкнулся с проблемой реализации. Оказалось, писатель должен получать деньги не за роман, который написал, а за количество распроданных книг. Плохо работает торговля? Мало получит писатель. Нет рекламы от издательства? Мало получит писатель. Никто не занимается продвижением его книги в новые регионы? Мало получит писатель. То есть, писатель теперь буквально должен сам агитировать всех за покупку своих книг.
И более того, он считает, что вот это и есть капитализм.
И естественно выходит из этого, что вопросами пиратства обеспокоен и занимается теперь именно автор.
При этом, мне кажется (я же не специалист в этом вопросе!), за музыкальные произведения, за исполнение песен, например, авторы получают свои авторские гораздо увереннее и спокойнее. Там система осталась. Как мне кажется.
Эту бы систему, да писателям.
Напечатал книжку? Отдай деньги автору. Теперь это твой товар и торгуй, как умеешь, и борись с пиратами - у тебя, издателя, и ресурсов побольше, и юристы на службе, и средства для борьбы. А автор пусть пишет. Работа его такая - писать.