Мои чужие дети, новые и старые
mama_gremlina — 12.02.2020 Сегодня пришла новая ученица. Ученица ненадолго. Внезапно было принято решение поступать в хороший колледж с перспективой продолжить в медицинском вузе, но туда нужны хорошие баллы ОГЭ. А у девочки за все пробники двойка и вообще, по мнению всех, включая девочку, катастрофически ужасные отношения с математикой. Учитель, узнав о намерении пообщаться с математиком, дала родителям целевые указания: начать с простых дробей пятого класса, мол, все проблемы оттуда.Тем не менее, проигнорировав ЦУ, я начала, как обычно и делаю, с решения при мне в четыре руки (сначала ученица, потом, при возникновении проблем - я) одного варианта прошлогоднего экзамена. И за полтора часа мы решили 21 задачу с полным объяснением и подтягиванием необходимой теории. Причем 8 задач из них ученица решила сама, заразившись моим спокойствием (оно очень заразное, и я этим пользуюсь), а остальные - с моими подсказками, поэтому пока нещитово. Причем, разумеется, никаких особых проблем с дробями у неё нет, ни с десятичными, ни с простыми. После добавления в её мысли смысла дробной черты (дробная черта всего лишь иначе записывает знак деления) ни одну задачу с дробями она не решила неверно. Добравшись до задачи с процентами, она говорит "Ой, а вот проценты это сложно". После добавления в её мысли смысла процента (процент - это всего лишь одна сотая от какого-то значения), решает задачу и удивляется "Надо же, и это, оказывается, просто". Добравшись до задачи с прогрессиями, впадает в панику и начинает судорожно вспоминать формулу суммы первых пяти элементов, а когда я предлагаю просто сложить первые пять членов прогрессии с помощью операции сложения, удивляется: "А так можно было?"... Добравшись до двадцать первой задачи, она откладывает ручку с чувством выполненного долга: 8 баллов набрано, желаемая тройка уже маячит в перспективе, а вторая часть - для отличников. Я открываю начало варианта, показываю ей шестую задачу с квадратным уравнением и спрашиваю, есть ли какие-то принципиальные отличия от этой. "Степень третья!" - говорит. Напоминаю об уже разобранной на уроке методологии решения уравнений через разложение на множители (в данном случае группировкой) - после подсказки решает сама. Двоечница. Решает сама 21 задачу. Девочка, которая писала все пробники, начиная с сентября, не проходя порога. После полутора часов беседы. В конце занятия говорит: "Оказывается, математика... логичная?.."
Я
Мой любимый формат ученика! Запуганная школой "математическая неудачница", обладающая здравым смыслом и умением думать
***
И ещё ко мне вернулся на этой неделе один мальчик, которого я полтора года назад спасла от колледжа декоративно-прикладных искусств (ничего не имею против декоративно-прикладных искусств, но именно тот колледж, о котором я говорю, он особенный, он у нас тут - место последней надежды для тех, кто не надеется поступить никуда больше), который сдал математику девятого на пять, из-за этого, имея за год оценки вроде 3, 4, 4, 5, получил пятерки в аттестат по обоим моим предметам, в результате чего поступил в колледж информационных технологий, чтобы стать программистом. Вернулся, когда начался математический анализ, который он, по его словам "ну я просто списывал с доски, потому что ничего не понимал" весь семестр, а в сессию получил зачет авансом (потому что программист он-таки хороший, и в колледже его ценят) и настоятельную рекомендацию разобраться, потому что весной спросят за оба полугодия.
Прошли по тематике экзамена, разобрали 9 билетов из двадцати за час, теорию вместе с практикой. Урезанную, конечно, не уровня физмата СПБГУ, но разобрали. И опять те же примерно слова: "Так вот зачем мы это делали!" и "Ну почему мне тут у вас все понятно, а в колледже нет?.."
***
Да, математика логичная. Да, решать задачи можно разными способами, и не самый быстрый не равно неверный. Да, математика - простая. Хотя её можно при большом желании сделать и очень сложной (и красивой! лично я люблю эту строгую красоту, но давать её детям перед тем, как они поняли её смысл и полюбили, это как таскать трехлеток в Русский музей и рассказывать о глубине тонов, когда они ещё красный от оранжевого не полностью отличают).
***
Почему тут понятно, а в колледже нет, я тоже знаю. Примерно:
- потому что в колледже коллективное мышление толпы: сидят 30 человек, 15 ничего не понятно, остальным за компанию
- потому что они даже не пытаются следить за преподавателем, мол, все равно не пойму, даже если преподаватель хороший
- потому что у всех разная скорость восприятия, и какую бы скорость изложения ни выбрал преподаватель, найдутся либо те, кто не успевает, либо те, кому скучно и они выключились.
- потому что все это надо допиливать и устранять на семинарах, а большинство семинаров проходят в наших вузах и колледжах в режимах лекции, потому что "а я иначе программу не успею"...
Ну и в школах примерно так же. Не во всех, но часто.
|
</> |