Могла ли Франция помочь Польше?

топ 100 блогов yu_dzin29.12.2023 Есть такой мрачный исторический анекдот: за время второй мировой погибло сто тысяч чехов и пять миллионов поляков. Спрашивается, кем лучше быть: чехом, которого вероломно предали, или поляком, которому пришли на помощь?

И действительно, готовность Франции и Англии вступить в войну во имя Польши и ее территориальной неприкосновенности польскому народу обошлась, мягко говоря, недешево. Сегодня общим местом является обвинять англичан и французов в вероломстве: дескать, они коварно поляков обманули и на помощь не пришли. Само собой, главный аргумент в этом обвинении - та самая "странная война", разгоревшаяся на Западном фронте и продолжавшаяся до самого 9 мая 1940 года.

Но вот вопрос: а могли ли французы хоть чем-то реально помочь Польше?

Обычно, когда речь заходит о разгроме Франции, упоминают, что и по количеству техники, и по количеству личного состава Франция Германию превосходила. Правда, безнадежно уступая в организационном поле, но дело не в этом. Речь в этих разговорах идет о состоянии на 10 мая 1940 года, когда Вермахт пошел вперед.

Но по состоянию на 3 сентября 1939 года армия Франции неотмобилизована и развернута по штатам мирного времени. Для начала ведения хоть каких-то боевых действий Франции нужно время на развертывание и мобилизацию. Парадоксальным образом, положение дел в Германии является абсолютно зеркальным. В Берлине до самого 3 сентября Гитлер твердо убежден, что союзники ему войну не объявят. Так что на западной границе Германии дела обстоят ничуть не более воинственно. И тут - такой сюрприз. Мобилизация во Франции и в Германии объявлена в один и тот же день - 3 сентября.

И вот здесь и кроется главный фокус странной войны: немецкая военная мысль ушла от громоздких мобилизационных конструкций времен первой мировой, когда две армии, отгородившись друг от друга эшелонами прикрытия, медленно накапливают сокрушительный удар, подвозя войска, снаряды... И в случае с Польшей, и - в последствии - с СССР - немцы применят одну и ту же уловку. Ни к чему объявлять войну и потом долго, грозно вспучив брови, заносить раздувающийся мобилизационный кулак над врагом. К моменту объявления войны в распоряжении государства должна находиться группа войск, готовая к немедленному полномасштабному удару в полную силу. И там уже абсолютно неважно - зачитаешь ты выдернутому посреди ночи послу соответствующую ноту на час раньше или на час позже момента атаки. Вместо долгого пыхтения друг перед другом на границе - немедленный удар по не ожидающей этого вражеской армии, которой на приведение себя в аналогичное время потребуются даже не дни, а недели.

Именно здесь кроется главная проблема криков о том, что "Германия не могла перебросить на запад ни одной дивизии, потому что всех их связала боем маленькая отважная Польша". Проблема в том, что Германии было не нужно ничего перебрасывать с востока. В тот момент, когда 3 сентября Франция и Англия объявляют Германии войну, в Германии - в один день с Францией! - начинается мобилизация. И все, что мобилизуется, едет именно что на запад. Абсолютно классическая, абсолютно понятная по лекалам первой мировой картина. С одним исключением: на востоке, абсолютно независимо от этого, с самого 1 сентября вперед идет полностью готовая, полностью развернутая военная группировка, которой никакие дополнительные мобилизации не нужны.

Ну а потом начинается то самое, хорошо знакомое мобилизационное стояние в духе первой мировой. На франко-германской границе примерно одинаковыми темпами растут две войсковых группировки. В любой момент времени французское наступление обречено уткнуться в примерно сопоставимую по силе немецкую группировку. Да, несколько ей уступающую - но не более того. Собственно, именно это и происходило. Начавшееся 7 сентября французское наступление, хотя и привело к ряду сугубо тактических успехов, в реальности велось ну откровенно сляпанными наспех силами, которые слишком откровенно были неспособны добиться реального стратегического результата.

К тому моменту, когда французская армия спустя примерно две недели войны была-таки собрана, наконец, в ворох пусть скверно сколоченных, но хотя бы развернутых более-менее по штату дивизий - наступать было по сути уже некуда, а спасать некого. Дальше? А что дальше? Территориальные приобретения первых двух недель войны - классический чемодан без ручки. Французская армия заняла ряд немецких территорий, которые не дали ей никакого преимущества, но при этом заставили вылезти за пределы той самой линии Мажино. На носу осень с ее распутицей, логистика снабжения выдвинувшихся войск превратится в откровенный кошмар - ради чего? Хоть сколько-то вменяемого ответа на этот вопрос не было. Так что нет абсолютно ничего удивительного в том, что французская армия вернулась на исходные позиции и приготовилась встречать Германию на линии Мажино. Вообще, следует признать, что французская армия по состоянию на 3 сентября 1939 года была блестяще подготовлена к первой мировой войне.

Некоторые историки упоминают, что Польская кампания обошлась Вермахту недешево с точки зрения матчасти: артиллерийские снаряды израсходованы, побито множество техники и возьмись Англия и Франция за Германию всерьез - так они бы ого-го! Но у этих размышлений тоже есть два недостатка. Во-первых, ни в Англии, ни во Франции, о беде Вермахта с матчастью не знали. Но это еще полбеды. Вся беда в том, что, даже знай союзники о проблемах Вермахта... На носу осень. Распутица. А в конце тридцатых франко-германская граница хоть и не была подмосковьем с его грязевым осенним кошмаром, но асфальтированный рай тоже напоминала очень слабо.

Так что даже пойди Франция и Англия вперед оружно и в силах тяжких - они бы неизбежно завязли в разверзшихся хлябях на третью-четвертую неделю гипотетической наступательной операции, неизбежно давая Германии время и возможности для восстановления боеспособности. Да, наверное, таким наступлением союзники испортили бы немцам некоторое количество крови, но... Следует напомнить, что у союзников в описанное время - скверно сколоченные дивизии, набранные с бору по сосенке и совсем не напоминающие ту славную французскую армию образца 1918 года. Так что их выбор в пользу оборонительной модели, обеспечивающей дополнительное время на сколачивание и обучение войск, более, чем логичен. А то, что инициатива отдается немцам - так это же замечательно! Теперь надо дождаться, когда они начнут штурмовать наши прекрасные оборонительные линии. В прошлой войне так и делали и все получилось просто замечательно.

Если же резюмировать - Англию и Францию бессмысленно обвинять в том, что они не помогли Польше. Они сделали, что могли. Но что бы они ни делали - Польша была обречена. По большому счету - как и Франция. Для обретения хоть каких-то шансов на спасение французским генералам следовало бы менее фанатично готовиться к первой мировой, а французскому народу следовало бы проявить хоть немного решимости, но... Они не хотели умирать за Данциг.

Могла ли Франция помочь Польше?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Катя упала на голодовку Катю я знаю, она спокойная женщина, не истеричка. Не стала бы голодать без причины. Остановить расправу государства и церковников над гражданскими активистками! можно ловить и наказывать попов на улицах, их сейчас ...
Прошу найти картинки с девушкой с тёмно-русыми волосами длиной до плеч. Одежда ...
В 2020 году NASA запустит к красной планете новый ровер Mars 2020. Он будет заниматься астробиологическими исследованиями и искать следы, указывающие на потенциальную обитаемость Марса в прошлом. Также марсоход должен собрать наиболее перспективные образцы марсианских пород, которые будут ...
Лукашенко прилетел в Сочи,  где его принял Путин .  Хорошо принял. Начал встречу с поздравлений:   «Я уже поздравлял Вас с победой на президентских выборах, но это было в письменном виде и по телефону. Сейчас рад возможности сделать это при личной встрече. Хочу ...
В понедельник был праздник и мы проехались к "Point Bonita". Сам маяк был закрыт из за ковида и мы просто побродили по местности Вид на СФ из "Point Bonita" ...