Моё итоговое сочинение. Москва, 2021

топ 100 блогов ailev02.12.2021 В школах опять "итоговое сочинение для допуска к ЕГЭ", вот темы в Москве:
1) Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
2) Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
3) Когда слово становится преступлением?
4) Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
5) В чём может проявляться любовь к своему отечеству?

Писать на эти темы нужно от 250 слов, не меньше. Если в сочинении менее 250 всех слов, включая служебные, за него ставится «незачёт». А я решил, что мне тоже нужно учиться писать, но наоборот, уходя от многабукофф: упаковывая смысл в короткие строчки, стиль "твиттер". Интересно, учат ли такому в школах, или только учат наливать воду до нужного объёма? Что тренируем-то, если вообще тренируем? Писать нетленку в твиттер, как Илон Маск, или наливать воду в рассуждения?

Вот мои твиттер-сочинения по предложенным темам:

1. Идея путешествия во времени привлекает всех людей ровно потому же и ровно настолько, почему и насколько она привлекла экзаменаторов.
2. Прогрессы в этих сочинениях реакционны, ибо там обрушился человек, но поскольку экзаменаторы вдруг "за" Вознесенского, то я -- "против"!
3. Слово обычно не преступление, но когда школьникам (и их родителям) предлагают "250 слов или будущее" -- это преступление.
4. Я бы рекомендовал Декартово произведение.
5. Ошибка экзаменаторов: вряд ли они ожидают любовь к отечеству, проявляющуюся в нежити, спрашивать нужно "в ком может проявляться".

Отдельный вопрос: знания по каким предметам должны быть у учеников, чтобы нормально отвечать на эти вопросы? Скажем, путешествия во времени активно обсуждаются в физике, а что и почему привлекает людей -- в маркетинге (а в нём внутри в нейромаркетинге и там ход на когнитивистику). Имеют ли учителя литературы образование по этим вопросам, чтобы научить писать сочинения на эту тему? Или любая ахинея в качестве содержания подойдёт? То же про "прогрессы реакционны": есть ли образование у учителя литературы, чтобы обсудить понятие "прогресса" и понятие "реакционности" на уровне SoTA человеческой цивилизации? Это ж про теорию эволюции, нет? Заодно и понятие "человек" оттуда. Или мы считаем, что спрашивать об этом нужно Вознесенского? Дальше про "преступления": это правоведение, или тут просто красивое словцо и про этику, или особенности копирайта и цензуры (и то, что это одно и то же по принципу)? Учитель литературы точно спец по этим предметам, или любая ахинея на эти темы пойдёт в зачёт, лишь бы больше 250 слов? И так по каждой строчке, даже по теме 4, которая ровно про предмет литературы как руководству по культурному потреблению: изучаем много-много лет древние книжки, а спрашивают-то в том числе про композиторов и режиссёров! Но почему-то не сценаристов и художников, и явно не мангак, хотя на мангу детки тратят сейчас побольше времени, чем на композиторов, которых поминают старперы, составлявшие темы. Про "любовь к отечеству" я молчу, самая литературная тема, "первая песня в концерте -- про Родину и Партию", учитель литературы в кожаной тужурке, главный идеолог, как же иначе!

В других регионах всё то же самое, ибо в комплект тем итогового сочинения включены по одной теме от каждого общего тематического направления в соответствии с последовательностью направлений:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Народная психология, народная социология, народная политика, народное искусство, народное уголовное право, народная этика ровно таковы, каковы народная медицина и народная физика. Дьявол побери, почему бы тогда не назвать литературу "народная каша в голове"? Учим нейронную сетку больше десяти лет простому умению: "как породить от 250 слов на короткий зачин", при этом вопрос про осмысленность содержания этих текстов не ставится, ибо какое там содержание у народной медицины, народной физики и народной литературы? Сказки про жизнь, которые эту жизнь тебе могут испортить, если ты не сгенерируешь 250 неважно каких слов, в которых очень желательно, чтобы были народные суеверия из голов учителей литературы.

И да, я понимаю, что формально сочинение по русскому языку, но это "в теории". На практике это всё "литература". Про комплекс умений риторики (убедительная речь), логики (аргументирование) и на каком предмете этому учат, тоже можно поговорить. Но по факту это всё отрыжка "литературы" как школьного предмета, абсолютно оторванного от современной жизни. И риторика как дисциплина тоже "народная", и логика "народная", учителя по этим предметам не проходили специальной подготовки.

Про собственно русский язык и граммар-наци (начинающиеся со школы) я писал в https://ailev.livejournal.com/1594712.html буквально вчера, и там ещё большая дискуссия была в чате блога.

UPDATE: комментарии в чате блога с https://t.me/ailev_blog/687, в фейсбуке https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10222102594007917

Вот вытащу сюда один из своих комментов в фейсбуке (там, понятное дело, за пару часов уже 24 коммента набежало):

в школе вполне можно выкинуть всю её программу и учить чему-то разумному. Но этого не происходит (кстати, один из аргументов -- "а где вы возьмёте учителей в масштабах страны, чтобы учить всему нужному, они ж ничего этого не умеют?"). Мой тезис в том, что экзамен по ЕГЭ проверяет одно умение: лить ахинею в объёме не менее 250 слов, используя при этом знание источников, изучаемых в предмете "литература" как образцов знания по затрагиваемым предметам. И там рядом не стояло "умения донести мысли", ибо не про мышление ни разу, не про аргументацию, не про умение работать с источниками, не про противостояние фейкам и всё такое. Чисто поток ахинеи с включением правильных цитат близко к тексту. Натаскивают во всей стране именно на это. И ЕГЭ ровно это проверяет.
Что там говорят авторы ситуации и сторонние наблюдатели, не знакомые с ситуацией, не имеет значения, их хотелки или предположения в зачёт не идут, идёт лишь то, что прямо вот сейчас массово происходит со школьниками во время этого "допуска к ЕГЭ", что они пишут и как их проверят.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
01.12.2021 lytdybr
Архив записей в блогах:
Вопрос, как попали. Дело в том, что сам пульт в принципе можно восстановить, как и средства связи. То есть это не фатально. Но есть то, что восстанавливать очень тяжело, если возможно вообще. Это диспетчера. Их очень долго надо учить. В тоже время сидят они по сменам и всех уничтожить ...
В Нидерландах, в городе Krommenie создают велодорожку–солнечную батарею SolaRoad. Первые метры построены и народ уже катается прям по батареям — панелям 2,5 на 3,5 м. Благодаря специальному сантиметровому стеклянному покрытию велодорожка удароустойчивая, противостоит дождю, снегу и льд ...
Из вашего окна площадь Красная видна? А из нашего окошка только улица немножко :)) *** *** *** **** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ...
Минувшее 23 февраля было проникнуто в Кремле духом воинственности. Если в прежние годы российский президент Владимир #Путин в этот день открывал праздничный концерт, то теперь он принял военный парад в Москве, у могилы Неизвестного солдата. А в традиционном поздравлении прозвучали ...
Увидел сегодня в блоге montrealex серию ретрофутуристических открыток, выпущенных французской компанией Ломбар, производящей шоколад. Как люди представляли 2012 г. в 1912-м. Кажется, видел их и раньше, а теперь вот выкладываю здесь. 1. 2. 3. 4. 5. 6. ...