Моё интервью "Голосу Америки"
aldevot — 22.11.2011Алексей Девотченко: «Артист должен ориентироваться в политическом пространстве»
Популярный российский актер Алексей Девотченко объявил о
намерении отказаться от обеих Государственных премий (первая была
получена им в 1999 году за спектакль «P.S. капельмейстера Иоганна
Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии», вторая – в 2003-м за
роль Хлестакова в спектакле «Ревизор»), а также от звания
«Заслуженный артист РФ», присвоенное ему в 2006 году.
Помимо творчества Алексей Девотченко занимается активной
политической деятельностью. Является членом Объединенного
гражданского фронта в Санкт-Петербурге, постоянным участником
Маршей несогласных, ведущим многих демократических митингов. В
марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин
должен уйти».
О своей гражданской позиции, о том, почему корпоративы популярнее
моноспектаклей, о зашкаливающем уровне эмиграции и об особенностях
русского менталитета актер рассказал корреспонденту «Голоса
Америки» в эксклюзивном интервью.
Анна Плотникова: Алексей, вы совершили, на
взгляд многих, очень смелый поступок. Рассчитываете ли вы на
какой-либо общественный отклик, и могут ли вашему примеру
последовать другие известные деятели культуры?
Алексей Девотченко: Общественный отклик уже есть,
и он не просто большой, а зашкаливающий. Я получаю много писем с
оценкой моего поступка, есть уже публикации в Интернете, в том
числе и на сайте «Единой России» (смеется).
Что же касается того, последует ли кто-нибудь из артистов моему
примеру, то я не ставлю перед собой такой задачи. Упаси меня Боже,
чтобы я кого-либо призывал делать, как я! Это – сугубо мое личное
решение. Я знаю очень многих достойных людей, гораздо более
старшего возраста, которые дорожат своими званиями, наградами,
регалиями и так далее. И в этом нет ничего плохого.
И, в принципе, должен вам сказать, я сам, когда мне вручали эти
награды, испытывал чувство гордости. Потому что получал их не за
какую-то ерунду, а за достойные работы. За спектакли, которые я
люблю.
Другое дело, что, может быть, отказаться от звания и наград
следовало бы раньше. Но, как говорится, «русский мужик задним умом
крепок». И с другой стороны – лучше поздно, чем никогда.
А.П.: Комментируя свой поступок, вы говорили о
«невозможности играть свои спектакли – выстраданные и любимые». Это
как-то связано с внесением вас в «черные списки» по соображениям
политической цензуры?
А.Д.: Нет-нет! Это связано с тем, что
Салтыков-Щедрин называл «русским досужеством». Мы сейчас входим в
длинный период запойного, глубокого «досужества»: Новый год, Старый
Новый год, Рождество католическое, затем православное, Крещенье, 8
марта… То есть сплошные корпоративы, а театры, в которых я играю
моноспектакли, рассчитаны на малое число зрителей – человек
100-150. И, естественно, чтобы этим театрам выжить, им лучше
провести некий целевой поздравительный вечер.
А Леша Девотченко с его чтением Бродского им совершенно не нужен.
Поэтому невозможность играть, о которой я говорил, состоит именно в
этом. А в государственных репертуарных театрах я, естественно, буду
продолжать работать. Если меня не выгонят, конечно, если не укажут
на дверь (смеется). Но я надеюсь, что этого не произойдет.
А.П.: То есть политических мотивов в отмене
ваших выступлений не было?
А.Д.: Пока нет. Вот это я могу сказать совершенно
ответственно. И если что-либо подобное в этом плане произойдет, я
сразу же об этом сообщу. До сих пор были лишь некоторые неприятные
эпизоды в моем общении с прессой. Одна петербургская газета в
рецензии на моноспектакль «Вальс на прощание» усмотрела какие-то
намеки и написала, что «сцена – это не место для политических
экзерсисов».
Но это – проблемы журналистской этики и профессионализма. Поэтому –
Бог с ними! А такого, чтобы мне отказывали в зале или срывали
заранее объявленные выступления, не было. Я не являюсь этаким
«гонимым артистом».
А.П.: В 1970-80-е годы несколько популярных
российских кинематографистов эмигрировали на Запад, и кое-кто из
них даже сделал неплохую карьеру. А можно ли сейчас ожидать новой
волны эмиграции творческой интеллигенции?
А.Д.: Творческая интеллигенция, думаю,
эмигрировать не будет. А вот уровень эмиграции технической
интеллигенции сейчас просто зашкаливает. Насколько мне известно, он
просто сравним с бегством из России после революции 1917 года.
А.П.: Алексей, как вы относитесь к
утверждению, что артисты в принципе должны оставаться вне
политики?
А.Д.: В принципе они не должны
оставаться вне политики – таково мое личное глубокое убеждение.
Артист должен ориентироваться в политическом пространстве. Он
должен выходить на сцену, зная, что творится в стране, чем живет
страна, как она деградирует, маразмирует с каждым днем все больше и
больше. Поэтому артист не должен быть аполитичным. Не должен.
А.П.: Вы объявили о своем решении отказаться
от звания и премий буквально накануне выборов в Государственную
Думу и в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Сможет ли ваш
поступок подтолкнуть ваших зрителей к тому, чтобы они 4 декабря
сделали осознанный выбор? И, кстати, вы сами пойдете на
выборы?
А.Д.: Конечно, пойду. А насчет того, удастся ли
мне пробудить в наших согражданах большую активность в день
голосования, я не знаю. Но если это произойдет, я буду очень рад!
Конечно, если они проголосуют не за «Единую Россию», а, скажем, за
«Яблоко». У нас в Петербурге на выборах в Законодательное
собрание.
От редакции: Алексей Девотченко родился в 1965
году в Ленинграде. В 1990 году окончил Ленинградский
государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.
Черкасова. Работал в ТЮЗе им. А.А. Брянцева, в Театре на Литейном,
Александринском театре, БДТ им. Г.А. Товстоногова. Дает
моноспектакли. Снимался в фильмах «Духов день», «Бандитский
Петербург», «Конвой PQ-17», «Золотой теленок», «Агитбригада “Бей
врага!”» и других.
|
</> |