Героиня Натальи Кустинской из фильма "Иван Васильевич меняет
профессию" (1973) вызывает разнообразные чувства – от насмешки до
восторга и жалости. По факту, несчастная женщина, даже имени
которой мы не знаем. В сценарии она значится, как "актриса, пассия
режиссёра Якина", а в пьесе Михаила Булгакова её вовсе нет – есть
лишь упоминание вскользь.
Почему бы не разобрать этот образ с точки зрения трендов? Эта
блондинка, хотя, и карикатурное, но точное выражение стиля
1969-1974 годов.
В фильме эта пассия не единственная модница.
Но героиня Кустинской интересна по-своему.
Во-первых, белокурые длинные волосы. Это сделалось актуальным
на рубеже 1960-х и 1970-х годов, тон задавала Брижит Бардо, но и не
только она – был популярен облик девушки-хиппи. Помните нашу
Принцессу из "Бременских музыкантов" (1969)? Типичный вариант
красавицы. Она там не только хвостики носит, но и свободно
ниспадающие волосы.
У принцессы из "Бременских музыкантов" (1969) именно такая
причёска, точнее её отсутствие.
Старшее поколение привычно ворчало, что девицы трясут патлами,
ходят безо всякой укладки – с точки зрения тогдашних матерей,
подобные волосы казались непричёсанными и даже грязными, что
часто и соответствовало действительности.
Забавный момент – Кустинская носит …парик, и он в одном из
кадров потом доставался Наталье Крачковской (там, где её Ульяна
выясняла отношения с царём).
Ульяна Андреевна Бунша и пассия режиссера Якина в фильме
делят/носят один и тот же парик
Ульяна Андреевна Бунша и пассия режиссера Якина в фильме
делят/носят один и тот же парик
Далее – великолепный макияж. У "пассии Якина" - светло-голубые тени
и помады разных оттенков розового – самый шик 1970-х. Особое
значение приобретали не только ухоженные брови (о коих нам поведала
Верочка из "Служебного романа" (1977)), но и пышные ресницы. Их
следовало красить так интенсивно, чтобы взгляд был "раскрытым"
максимально – отсюда бесконечное поплёвывание в тушь.
Странички из журналов мод 1972-1973 гг. Справа - фотомодель
Вера фон Лендорф.
В те годы уже была в ходу тушь в тубе (выдуманная Еленой
Рубинштейн аж в 1950-х) – более удобная в эксплуатации, но в СССР
её не производили, да и на Западе не все женщины выбирали новинку,
предпочитая коробочку с щёточкой, к которой привыкли с 1913-го
года, когда Maybelline впервые выпустил ее на рынок. Так, фирмы
Lancôme и Rimmel в 1970-х в том числе выпускали тушь
по-старинке.
Первая тушь 1910-х и тушь начала 1970-х годов.
У тех, кто умел краситься такой тушью, ресницы были длиннющие,
а чтобы не слипались, их разделяли при помощи иголки. В руках у
Натальи Кустинской какая-то импортная штучка, ибо на ней логотип не
наш – "Ленинградская" и "Рассвет" выглядели иначе. Но и не Rimmel,
допустим. Интересно, что брови в самом начале 1970-х ещё не
выщипывали так яро, как в середине десятилетия, что можно увидеть в
журналах мод и - у самой актрисы.
Кадр из фильма "Служебный роман" (1977) и фото старой
советской туши.
Далее, белый летний брючный костюм. С конца 1960-х брюки
сделались нормой для женского гардероба. Конечно, их носили и до
этого, например, Марлен Дитрих уже в 1930-х годах, а упоминавшаяся
тут Брижит Бардо в 1950-х, но то было общемировой тенденцией. В
наших пособиях по воспитанию вкуса писалось, что брюки возможны на
производстве и нехороши на улице, в кино и ресторане. Не говоря уже
о театре с музеем!
Страничка из журнала Burda Moden и кадр из фильма "Иван
Васильевич меняет профессию" (обратите внимание на перья, о
них ниже)
Приблизительно в 1967 году все подиумы и журналы мод
заполонили девушки и дамы в штанах, что поначалу вызвало шок,
впрочем, лёгкий, ибо социум был уже готов к новациям такого рода, а
затем в брючные комплекты облачились даже пенсионерки, хотя
дресс-код некоторых ведомств запрещал брючки до конца 1970-х. В
1970-1973 годах популярен был широченный клёш, что мы и видим на
Кустинской.

Летние комплекты начала 1970-х годов.
Героиня Натальи Кустинской при этом заходит еще дальше и носит
не просто белый брючный костюм, а белый брючный костюм с перьями.
Подчеркивая тем самым свой богемный статус пассии именитого
режиссера.
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".
Далее - шузы с могучими каблуками и не менее серьёзной
подошвой. Тогда их носили и дамы, и кавалеры - впервые после
Галантного века мужчина встал на высокие каблуки. Правда, очень
быстро с них ...слез, ибо это оказалось чудовищно неудобным.
Обычно, говоря о модной обуви 1970-х, приводят в пример именно
такие фасоны, хотя, они держались не так уж долго - лет пять, если
не меньше. Зато каков эффект!
Модные туфли начала 1970-х годов и кадр из фильма "Иван
Васильевич меняет профессию" (1973).
В кадре мы постоянно видим ноги, точнее - шузы Кустинской,
исключительно актуальные и даже немного вызывающие. Но такая
женщина должна иметь шикарную обувь. Я не могу сказать наверняка,
но, по-моему, это вещи самой Натальи Николаевны, которая по жизни
слыла модницей и красоткой. Так что по ней можно изучать историю
костюма.
Отсюда