Много ли "антисоветчины" в новом фильме "Мастер и Маргарита"?
mikhaelis2009 — 31.01.2024 Сейчас много кто пишет о новой экранизации "Мастера и Маргариты" режиссёра Михаила Локшина. Если на ангажированных сайтах типа "кинопоиска" все положительные отзывы - проплаченные, то в других местах можно и настоящие мнения людей увидеть. Например, я после книги не могу это кинотворчество серьёзно воспринимать. Но я одного не понимаю - почему так много претензий не к фильму как таковому, а к его якобы "антисоветчине"? Или те, кто не читал книгу, всерьёз считают, что Москва 30-х годов там описана как рай на Земле?Одна из самых частых претензий "антисоветчиков" к СССР - это магазины "не для всех", где можно было купить дефицитные товары за валюту или специальные чеки. Во времена булгаковской Москвы был "Торгсин", потом появились "Берёзки". Даже в относительно благополучное время это было гадким явлением, а в голодные 30-е годы - и подавно.
Редкий артефакт того времени - карточка, по которой можно было отовариться в магазине для "элиты"
В новой экранизации Локшина одна из упущенных ярких сцен - это как раз в магазине "Торгсина", куда зашли Коровьев и Бегемот. Наверное, режиссёр не захотел оскорблять чувств любителей СССР, потому и не показал этого.
МАССОЛИТ - сборище моральных уродов, члены которого имели реальных прототипов. Например, Иван Бездомный был списан с Демьяна Бедного. В новой экранизации МАССОЛИТ показан, но не так хорошо, как это можно было бы сделать.
Фраза про "квартирный вопрос" знакома многим и появилсь она как раз из романа, ещё до всяких экранизаций. Сцена, когда за управдомом бежала толпа людей, каждый из которых норовил занять квадратные метры покойного Берлиоза, вполне могла иметь место в реальности. Локшин не то, что не показал этого, в его фильме вообще нет управдома-взяточника по фамилии Босой. К слову, взяточниками там были все члены домоуправления, но у Локшина эта тема не раскрыта.
Советскую бюрократию высмеивали даже тогдашние апологеты советской власти (например, стихотворение Маяковского "Прозаседавшиеся"). Только у Маяковского заседали "половины людей", а у Булгакова - костюм отдельно от человека занимался "бумажными вопросами". И этого тоже нет в последней экранизации.
В романе, как и в многосерийной экранизации 2005 года Владимира Бортко (которая совпадает с текстом романа примерно на 98%), есть много того, что показывает советскую реальность 30-х годов не в лучшем свете. Если к Локшину сейчас высказываются претензии по поводу его "антироссийских" взглядов, то вряд ли такие претензии можно предъявить к Бортко, который является ярым сталинистом и сторонником действующей российской власти.
Считаю, что "антисоветского" в фильме Локшина можно отыскать очень немного. Маргарита, на лету срывающая транспарант с лозунгом или тост за "коммунизм, построенный в отдельной квартире" - отсебятина режиссёра. Но это детский лепет по сравнению с тем, как была показана Москва 30-х годов в оригинальном произведении.