Многие об этом и так знают, но наверняка есть френды,

В Советском Союзе мы никогда о нем не слышали, по крайней мере широкая публика, (и неудивительно - кому были нужны ненужные ассоциации), а остальной просвещенный мир внимательно изучал результаты опыта, делал выводы, ставил фильмы и писал книги.
В рамках изучения истории нацистской Германии, и для наглядности действия механизмов, двигавших гитлеровский режим, Джонс превратил свой класс в жесткую дисциплинированную организацию, со своим кодексом, ритуалами и правилами поведения.
В понедельник на лекции по истории я познакомил своих старшеклассников с одной из характерных сторон жизни нацистской Германии - с дисциплиной. Я прочел лекцию о красоте дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, что чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Это и есть дисциплина - такая самотренировка, контроль над собой, сила воли, когда ценой преодоления реальных трудностей достигается улучшение умственных и физических возможностей, окончательная победа.
Чтобы испытать на себе силу дисциплины, я предложил - нет, я приказал классу поупражняться сидеть в другой позе. Я рассказал, как правильное положение тела при сидении помогает сосредоточиться укрепляет волю. На самом деле я своим приказом ввел обязательную садку в своем классе. Надо было поставить ноги так, чтобы обе ступни полностью касались пола, а руки заложить за спину, чтобы выпрямить позвоночник. "Ну вот, разве вам не легче дышится? Вы более собранны. Ведь так вам лучше?".
Результат превзошел все ожидания, американским школьникам так понравилось играть в "Третью волну, что задумывавшийся как однодневный опыт стал выходить из под контроля, и был довольно жестко прекращен Джонсом лишь на пятый день!
Из интервью с Джонсом на иврите:
"כשבאנו לדבר על הנאציזם, התכוונתי לעשות את אותו דבר", הוא ממשיך. "המצאתי מעין תנועה כזאת, 'הגל השלישי', והתחלתי מהבסיס: משמעת. לימדתי אותם איך לשבת, איך לציית, איך להצדיע. הודעתי להם שמי שלא יציית וישאל שאלות או יביע ספקות, לא יעבור את הקורס. להפתעתי, הם הלכו עם זה. את מעט התלמידים שלא צייתו סילקתי לספרייה. למחרת בבוקר, התכוונתי להפסיק עם זה ולעבור למשהו אחר אבל התלמידים חיכו לי מוכנים, יושבים זקופים ודרוכים, עם שלטים שהכינו וציפו לעוד הוראות. ציפיתי שהתלמידים המוכשרים יעצרו את זה, אבל התוקפניים חסמו אותם. המשכתי. זה היה די מדהים. במשך חמישה ימים שלמים הם לא רק צייתו לכל הדרישות שלי בצורה שלא הכרתי מקודם, הם הרגישו תחושת מחויבות לקבוצה, כאילו בפעם הראשונה בחיים שלהם הם חלק ממשהו חשוב, גדול.
"בשלב מסוים, זה גם התחיל להיות מפחיד כי הם ניסו לפגוע בתלמידים שלא צייתו. אט אט העניין התחיל לתפוס תאוצה ולמפגשים באו גם תלמידים מכיתות אחרות ומאוחר יותר גם מבתי ספר אחרים. כולם רצו להיות חלק מהתנועה. בשלב זה גם אני נסחפתי עם זה ואמרתי להם שזה קורה בבתי ספר בכל המדינה. אפילו שתלתי במגזין מודעה של התנועה".
Более всего результаты опыта "понравились" немцам, ибо служили доказательством тезиса о том, что с любым народом может случиться то, что произошло с ними во время властвования Гитлера.