M&M’s

Не буду писать «проделана большая работа». Она ведь действительно проделана, какие уж тут кавычки.
Не понравилось: кот, Азазелло, Ярмольник, первое появление В. перед Берлиозом и Бездомным.
Понравилось: декор, музыка, монтаж, Гелла (Гелла!), Мастер, Маргарита, всё их окружение, Концепция, идея сдвига точки зрения, общая ровность постановки. И, что совсем уж неожиданно, послевкусие.
Масса отходов от канонизированного и воцерковленного текста не должны пугать: это экранизация (верней, один из вполне возможных подходов к её исполнению), то есть адаптация одного вида искусства в совершенно другой, не имеющий физически почти никаких точек соприкосновения, кроме выдуманных. Буквалисты и буквоеды дружной колонной отправляются в сад.
Сюжетно тут, кстати, образовалось недюжинное родство с югославской версией 1972 года. Там тоже предыстория автора выносилась на первый план.
Режиссер, пишут, родился в Америке — это слегка притупляет воодушевление. Хотя с другой стороны, какие-то вещи может и объяснить. Я просто с трудом могу припомнить в современном отечественном такой вольной и такой выдержанной художественной формы. Авторы предыдущей — абсолютно бесталанной — попытки до подобных изысков не додумались.