ММКФ 45: избранные фильмы

«Снегирь», «Каменная черепаха», «Бутырка», «42 секунды»…
В смысле мои избранные фильмы. Конечно, в этом году Московский международный фестиваль отличался от всех, которые посещала раньше — за 15 лет я не пропустила ни одного.

Изменилась география, хотя нельзя сказать, чтобы в конкурсе и в программах не было европейского кино. Меньше, но были Франция, Испания, а ещё Китай, Латинская Америка, да много кто.
Конкурс был разнообразным — победитель, фильм «Три брата», снятый аргентинским режиссёром Франсиско Папарелья, очень актуальный, на мой взгляд. Надеюсь на прокат в кино или онлайн многих фильмов, которые мы посмотрели за эту неделю на площадках фестиваля. Отечественные фильмы были и в конкурсе, и в отдельной программе российских премьер. Также показаны и некоторые сериальные проекты.
Для меня ММКФ это возможность расширить палитру по максимуму: увидеть значимое сегодня для нас и мира, а также кино, которое я вряд ли сама себе найду. Допустим, чилийский или малазийский фильм… как-то не думаешь специально искать, а вот если он заботливо предложен программой фестиваля, профессиональными отборщиками – интересно!
В этот раз удалось посетить довольно много показов, но обо всех написать не сдюжу. Отмечу 4 картины, которые оставили самое яркое послевкусие:
Фильм открытия фестиваля – «Снегирь»

Критики уже рассказали миру о том, что это сегодня лучший фильм Бориса Хлебникова. И меня эта история не отпускает до сих пор. Сцены шторма и кое-что ещё, о чем не хочу спойлерить, стоят перед глазами до сих пор.
Правда, очень крутое кино о мурманских рыбаках, салагах («асисяи», как их зовут на корабле) – тема отцов и внезапно повзрослевших детей так пронзительно решена! Ну и неласковое северное море, конечно. В кино с 8 июня.
«Каменная черепаха»

Малазийский триллер от режиссёра У Мин-джин яркий, с нелинейным сюжетом, ощущение после него – как экзотический фрукт съела и в океане искупалась… При этом история совсем не легкая, в ней переплетено очень многое из реальности и мистики, современности и традиций. Исследователь приезжает на остров в поисках кожистой черепахи. Он понимает, что женщины из приюта на острове воруют и продают яйца этих черепах. Но сюжет фильма – вовсе не о черепахах.
«Бутырка»

Ошеломляющий человечный фильм про Бутырку режиссера Сергея Попова, точнее, первый фильм документального сериала “История российских тюрем”, который в эти дни выходит на KION. Художественный руководитель и соавтор сценария Сергей Мирошниченко, известный нам по циклу «Рожденные в СССР» и ряду других громких документальных проектов.
Тюремная тема меня не особо привлекала. Я не попала на японский конкурсный фильм и решила посмотреть про Бутырку с точки зрения архитектуры и исторических сидельцев. Это все в фильме было, но… Поразили меня герои-современники. Точно, трагикомично, где-то сюрреалистично в центре истории несколько современников – заключенных и работников СИЗО.
И "Сон в летнюю ночь" в исполнении заключенных под руководством театрального режиссёра… как шла работа над постановкой, работа с актерами и трудности этого пути – впечатляющее исследование параллельной реальности. Съемки этого фильма шли в 2021 году, когда бутырке исполнялось 250 лет, еще с масками ковидными... Никакой блатной романтики, но исторический антураж помогает воссоздать образ Бутырской тюрьмы. Другой фильм этой серии “Владимирский Централ” Юлии Бобковой взял Гран-при документальной программы фестиваля, обязательно посмотрю его на днях.
Фильм закрытия «42 секунды»

Фильм закрытия "42 секунды" (Испания/Андорра, режиссеры Алекс Муррулл, Дани де ла Орден) – позвольте мне пошутить над жанром и охарактеризовать его как «спортивно-политическая» драма. Право провести у себя игры 1992 года выигрывает Испания, и прямо Барселона, не столица Мадрид. Водное поло - не самый зрелищный спорт для нас, но для стран Средиземноморья - еще один футбол. Барселона - хозяин Олимпиады, а команда слабая: сборище любителей и один сильный игрок с психотравмой. Соперники - сильные и давние, США, Италия и т.п. Чтобы спасти ситуацию, глава федерации приглашает классного тренера из Хорватии, а итальянцев тренирует серб (в это время между хорватами и сербами война и это выливается в отдельный поединок тренеров, повышающий ставки). И в команде раздрай: барселонцев тренер решил усилить парнями из Мадрида, а они между собой тоже ой как не дружат... Получилось в одной команде две группировки, в каждой свой лидер и на компромисс идти они не собираются. Получился тугой замес конфликтов, за разрешением которых следишь на одном дыхании. Какое-то водное поло? Никогда не интересовалась, но к финалу уже во всю болела за барселонцев, как им удастся победить при таких-то обстоятельствах?