
ММКФ-2021. НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРАНЕ, ГДЕ НЕ БЫЛО СЕКСА

Идея программы "Русский след" - собрать фильмы со всего света, где так или иначе фигурируют отсылки к России, русским, русской культуре. Посмотреть на русский мир и на себя со стороны. Программа далеко не самая главная на ММКФ и к сожалению с кучей второсортного кино внутри. Но! Практически каждый год именно в ней я нахожу один-два самородка. Например, открыл совершенно гениальные в своей безбашенности "Великоландию" Даны Зияшевой и "Дистанцию" Серхио Кабальеро. Так и в этот раз.
Эстоно-британская картина "ЖАР ПТИЦА" полностью посвящена жизни
в СССР, а точнее на военной базе в Эстонии во времена Холодной
войны. При таком анонсе от западной картины всегда ожидаешь
"развесистой клюквы", но к чести всей съемочной группы, фильм
смотрится более чем натурально. Без чернухи, без матрешек и березки
только там, где нужно. Ну разве что извечное "На здоровье!" режет
слух. Но в целом прям видно, с каким внимание и бережностью
пытались воссоздать эпоху - начиная с антуража, и заканчивая
характерами. Исполнителя главной роли, Тома Прайора, от русского не
отличишь. Его герой, типичный советский юноша - принципиальный,
прямой, настойчивый и немного скромный парень. С ним в тандеме
играет киевлянин Олег Загородний, ныне актер "Гоголь-центра", как
раз наоборот, с внешностью совершенно интернациональной.
Фильм снят по роману актера театра и кино Сергея Фетисова, во много
автобиографического. Роман был написан ещё в 70-ые и, несмотря на
то, что даже был издан небольшим тиражом, так бы и остался
незамеченным. Помог друг Фетисова, кинокритик Сергей Лаврентьев,
нашедший в 2000-х на Таллинском кинофестивале британских
продюсеров. Подготовительный этап длился более пяти лет, переговоры
о фильме то сходили на нет, то оживали вновь. Но в итоге звезды
сошлись - нашли подающего надежды таллинского режиссёра Питера
Ребане(снимавшего до того только док и клипы, а до того
закончившего Оксфорд и Гарвард), выкупили права на сценарий,
согласовали отхождения от книги, утвердили актеров и даже сами
Фетисов с Лаврентьевым получили эпизодические роли.
Мировая премьера фильма прошла в рамках ММКФ этого года. Не смотря
на отсутствие рекламы, зал был, по нынешним ковидным временам,
"битком" (то есть занятно больше 50% мест). И на повтор билетов уже
нет. Картину представлял упомянутый выше Сергей Лаврентьев, к
сожалению один. Автор романа-первоисточника Сергей Фетисов умер ещё
практически сразу после окончания предпродакшна.
Начало фильма удачно рифмуется с нашумевшей картиной 2017 года
"Зови меня своим именем". Те же интонации и даже типажи героев.
Правда, куда менее сонно. От внезапно возникших чувств посреди
военной части, между рядовым-срочником и пилотом-истребителем,
ничего хорошего ждать не приходится. Тут и неуставные отношения с
риском позорного изгнания, и уголовная статья со сроком до пяти
лет. Конструкция усложняется наличием умницы-красавицы, с которой у
каждого героя фильма не до конца ясные отношения. Шекспировский
размах драме придаёт активное включение второстепенных персонажей -
друга-завистника, майора-гэбэшника, простодушного начальника части,
или совершенно бессловесного поклонника... Что сближает и роман, и
фильм с такой советской классикой, как "Вам и не снилось", снятой
по повести с шекспировским же названием "Роман и Юлька".

Сложный клубок отношений заматывается, и то, что начиналось как
история светлой юношеской влюбленности, перерастает в повествование
о сложности быта уже взрослых людей, их метаниях и поисках лучшего
для себя устройства жизни...
"Рыба и птица могут полюбить друг друга, но где они будут жить?"
Главные герои фильма, тогда, в советское время, так и не смогли
решить эту проблему… Закрывающие кадры, рассказывающие об отмене
статьи за мужеложество в 1993 году и принятии закона о запрете
гей-пропаганды в 2013, как бы намекают, что и сейчас в России в
этом вопросе не всё гладко. И секундное появление "адвоката
дьявола" уже после всех титров - авторская шутка, скорее горькая,
чем забавная.
Отличное драматическое кино, спрятанное от широкой публики во
второстепенную программу в силу специфики. Будь эта история о
привычном любовном треугольнике - была бы громкая премьера,
достойная открыть или закрыть фестиваль. Все составляющие
полноценного зрительского кино там есть - начиная с актеров, и
заканчивая музыкой и монтажом.
#mmif #mmif2021 #ммкф #ммкф2021 #прокино
|
</> |
