Мждуреченск: свидетельства участницы событий
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![]() Живой контакт |
![]() |
В поддержку требований шахтеров "Распадской" и против произвола властей выступили практически все оппозиционные движения. Между тем в Междуреченске осуществляется жесткий контроль за въездом и выездом из города. Несмотря на это, депутату Госдумы от КПРФ Нине Останиной удалось побывать там. Она рассказала нам о ситуации в Междуреченске по возвращении в столицу. | |
Каспаров.Ru |
![Мждуреченск: свидетельства участницы событий [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
— Что вам удалось сделать за время пребывания в Междуреченске?
— Двадцать восемь участников перекрытия железной магистрали выпущены на свободу — это результат обращения ко мне жителей города. Они были выпущены до того, как вместе с депутатом Госдумы Александром Куликовым мы встретились с начальником РОВД, заместителем начальника областного УВД. Нам показали клетки, где содержались задержанные. Мы поняли, что у нас нет оснований не доверять тому, что все задержанные отпущены. Между тем заявление губернатора Амана Тулеева о том, что это были уголовники-рецидивисты, очень оскорбили жителей города, шахтеров, потому что все участники перекрытия — обычные жители, которые пришли встретиться с властью. Семь часов они ждали, никто не счел нужным поговорить с людьми.
— По-вашему, инцидент исчерпан?
— Ни в коем случае. Это временное перемирие, потому что возбуждены два уголовных дела. Первое по факту перекрытия, а второе — по факту противодействия правоохранительным органам, среди сотрудников ОМОНа есть 12 пострадавших. Другой вопрос в том, что команду действовать ОМОНу дал губернатор области. Завтра на заседании Государственной думы мы будем делать запрос о законности распоряжения Тулеева.
— Как по-вашему, должен был поступить губернатор в ситуации с перекрытием железной дороги?
— Надо было разговаривать с людьми. Только вчера людям пообещали, что за вынужденный простой им будут платить не две трети зарплаты, а по среднему заработку. Это можно было сделать раньше, тогда не случилось бы ночных событий.
— Удалось ли вам установить, почему люди пошли на крайнюю меру — перекрытие дороги?
— Безусловно. Людей спровоцировали заявления власти о том, что собственники шахты являются социально-ответственными и платят шахтерам в среднем 80 тысяч рублей и при этом обеспечивают полную безопасность, а катастрофа техногенная, природная, одна из тех, которые всегда сопровождают эту отрасль. Возмущенные этими заявлениями люди пришли на площадь с квитанциями, чтобы показать, что они не получают 80 тысяч рублей. В этих квитанциях было указано, что начисленная зарплата составляет 15, 20, 25 тысяч.
— Кто именно говорил, что шахтеры получают по 80 тысяч рублей?
— Это было заявление и собственников, и депутатов Кемеровской области от "Единой России", которые давали информацию на федеральном уровне. Даже губернатор говорил, что шахта "Распадская" самая благополучная и что работающие на ней шахтеры получают 80 тысяч рублей.
— На какой стадии сейчас находятся переговоры между собственниками и рабочими? Какие требования выдвинули шахтеры?
— Переговоры ведутся под тщательным присмотром власти, потому что собственники никакие переговоры вести не склонны. Власть понимает, что, прикрывая собственников, она становится непопулярной в глазах народа, поэтому она взяла на себя часть обязательств перед шахтерами. Погашение кредитов рабочих и восстановление шахты будет профинансировано из областного бюджета, а не за счет средств собственников. Вопрос "Почему власть не спрашивает с собственников?" имеет простой ответ: она заинтересована защищать собственников, а не простых людей. Только когда ситуация накаляется до предела, власть идет на мелкие уступки: так кидают по куску хлеба с барского стола.
Шахтеры требуют повышения заработной платы, обеспечения безопасности на работе и социальных гарантий. Жители города в свою очередь призывают власть прекратить уголовное преследование участников перекрытия дороги. В Междуреченске царит атмосфера страха, очень много представителей силовых органов. Люди требуют извинений от Амана Тулеева за то, что он назвал тех, кто перекрывал дорогу, "уголовниками, купившимися за бутерброд и стакан водки". Людей за миллион не купили! Я думаю, это большая ошибка губернатора, если он и дальше будет в таком духе выстраивать диалог с людьми, то события будет развиваться только в сторону усиления напряженности.
— Кто выступает организатором акций народного протеста?
— Сравнивая сегодняшние события с событиями 1989 года, которые я хорошо помню, могу сказать, что, в отличие от того времени, когда было организованное начало, была четкая задача поменять строй, здесь совсем другое. Хамское отношение к людям, жесткий контроль информационных каналов, ложь о мнимом благополучии шахтеров — это подняло весь город, в котором живет 106 тысяч человек. Это небольшое сообщество людей, поэтому можно смело говорить, что оргкомитет в каждой шахтерской семье. И этот оргкомитет способен всколыхнуть всю Россию. Местом сбора, как нетрудно догадаться, является стела памяти погибшим шахтерам, где ставят фотографии и свечи. Пятнадцатого мая туда пришли многие, потому что был объявлен областной день траура, хотя мы трижды ставили вопрос об объявлении всероссийского траура. Большую роль сыграл и Интернет, благодаря которому была распространена информация о том, что люди вышли на улицу.
— Как, по вашему мнению, шахтеры добьются выполнения своих требований?
— Я думаю, что если они будут настойчивы, то в любом случае власть пойдет на временные уступки, а потом под предлогом кризиса от своих обещаний откажется. Более того, постараются оптимизировать расходы, сократив число рабочих. Уже сейчас со всех взяли подписку о неразглашении ситуации на шахте "Распадская", и любой, кто даст интервью или сообщит что-то прессе, будет уволен. Так что вы не узнаете, повысили им зарплату или нет. Во всяком случае, заявление, что будут платить не две трети, а среднюю зарплату, сделано. При этом губернатор сказал, что я приехала в Междуреченск, чтобы поднять вооруженное восстание. Ну что ж, я готова и дальше транслировать требования рабочих, пусть он считает это пулей, выпущенной из пистолета в сторону власти. Главное, что содержится в меморандуме жителей города, — чтобы власть регулярно отчитывалась перед людьми. Всем надоели видеообращения и нежелание вступать в живой контакт. Это не запредельное требование.
— Несмотря на то, что конфликт произошел в первую очередь между собственниками шахты и наемными рабочими, вы все время апеллируете к власти. Вы считаете ее ответственной за трагедию?
— Собственников на шахту завел губернатор, и поэтому он упорно не желает с них спрашивать об обеспечении безопасности и социальных условиях. Почему губернатор решает из налогов, собранных с этих самых шахтеров, погасить им кредиты, но при этом не хочет трогать небедных собственников, у которых неизвестно какое количество яхт и вилл? Что мешает губернатору спросить собственника за социальное обеспечение, если это социально-ориентированный бизнес? Собственники шахты не вложили ни рубля в город, не построили ни одного детского сада. Разве это социально-ответственный бизнес? Очевидно, что они находятся под покровительством власти, поэтому я перевожу все на власть.
— Каким образом это покровительство осуществляется?
— Прежние собственники в лице Михаила Живило были вытеснены Тулеевым. По обвинению в покушении на губернатора они находятся в международном розыске. Затем появляется "ЕвразХолдинг" в лице Романа Абрамовича. Губернатор во всеуслышание делает заявление, что это собственники нормальные. При этом "Евраз" зарегистрирован в офшоре на Кипре и налоги в бюджет не платит. Кому вопросы задавать, если власть терпит таких собственников? Абрамович, Вагин, Козовой, которые входят в список Forbes, платят наравне с шахтерами подоходный налог 13 процентов.
— Известно, что Абрамович пользуется покровительством и российского премьера. Как вы считаете, изменилось ли в последнее время отношение к Владимиру Путину?
— Во время перекрытия трассы люди требовали, чтобы в Междуреченск приехали Путин и Тулеев. Назначение Тулеева на следующий срок связывают с именем Путина. Я не могу делать какие-то выводы, но, объективно, люди понимают, кто за всем этим стоит. Изменилось отношение и к Путину, и к Тулееву. Четырнадцатого мая произошел не только врыв метана, но и политический взрыв. Тулеев говорит, что это не внутрикузбасские события, что это идет из Великобритании, Германии. На самом деле не надо ничего придумывать, власть сама является деструктивной силой, которая заставляет выдвигать людей ультимативные требования.
— Как, по-вашему, будут развиваться события?
— Власть говорит, что все под контролем, надо расшифровать — под полицейским контролем. Силы ОМОНа стянуты к городу. Людей приглашают в милицию. Идут репрессии. Такие меры могут привести к тому, что было в 1989 году. Видимо, это понимает руководство области, и Тулеев уже вынужден пойти на попятную и назвать в числе виновников аварии генерального директора шахты "Распадская" Геннадия Козового. Но Абрамовича и Путина он никогда не назовет. Потому что следующим может быть сам Тулеев, и он это прекрасно понимает.