Митинг в защиту трамвая
raichev — 28.10.2010 Теги: ЛазаревО причинах митинга
31 октября в 13.00 у памятника Федору Коню, рядом со зданием Администрации г. Смоленска состоится митинг, посвященный ликвидации трамвайных путей на проспекте Гагарина. Инициаторами митинга стала группа граждан, неравнодушных к событиям, затрагивающим жизненные интересы горожан, будущее г. Смоленска.
Общественный комитет по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска полностью поддерживает проведение данного митинга, считает его конституционным способом выражения общественного мнения, проявлением гражданской позиции горожан по вопросам, затрагивающим их насущные интересы.
Чем вызвано проведение митинга? 13 октября Администрация г. Смоленска начала авральную ликвидацию трамвайных путей по проспекту Гагарина. Сделано это было без предварительного обсуждения на публичных слушаниях, как того требует закон, вопреки генеральному плану города, предусматривающему дальнейшее развитие трамвайного движения в южном направлении. Жителей города по-хамски не проинформировали о прекращении движения трамваев к областной больнице и к госпиталю ветеранов Великой Отечественной войны, Академии физической культуры, зданиям областного суда, налоговой службы… Многих смолян такие варварские действия повергли в шок.
История смоленского трамвая насчитывает более 100 лет. Открывший движение в самом начале прошлого века, бережно восстановленный после войны он стал первым по-настоящему общественным транспортом в нашем городе.
К сожалению, в последние годы не уделялось должного внимания модернизации трамвайных линий, обновлению парка, что привело к моральному и техническому старению самого емкого городского пассажирского транспорта. Жалобы на его неудовлетворительное состояние нерадивые чиновники пытаются преподнести, как желание населения избавиться от трамваев вообще.
Акция демонтажа трамвайной линии совершена волевым решением временно исполняющего полномочия Главы администрации г. Смоленска К.Г. Лазаревым. Для того, чтобы погасить народное возмущение, К.Г. Лазарев распорядился пустить по проспекту Гагарина вместо трамваев 8 новых автобусов, закупленных в соответствии с Планом основных мероприятий по подготовке к празднованию к 1150-летию Смоленска. Этот шаг преподносится, как забота о нуждах горожан. На самом деле, закупленные автобусы предназначались городу в целом, а не на обеспечение автобусного сообщения по проспекту Гагарина. Затыкая искусственно созданную дыру в обеспечении проспекта Гагарина общественным транспортом, Администрация г. Смоленска лишает новых автобусов другие автобусные линии города. Контракт на закупку автобусов к 1150-летию Смоленска на 70% обеспечен федеральными деньгами. Таким образом, г. Лазарев покрывает издержки собственных управленческих решений за счет федерального бюджета. Два трамвайных маршрута теперь обеспечиваются 8 автобусами, ценой 30 млн. руб. Такова цена «экономии» городских средств в связи с ликвидацией трамвайного сообщения на проспекте Гагарина.
К.Г. Лазарев внезапное решение о демонтаже трамвайных путей на проспекте Гагарина объяснил тем, что трамвайные маршруты «не востребованы населением», и что планы по удалению трамвая с проспекта Гагарина давно обсуждались. Между тем, Администрация г. Смоленска в рамках реализации Плана основных мероприятий по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска в этом году трижды проводила аукционы по капитальному ремонту проспекта Гагарина, в документации каждого из которых трамвайные пути на улице были! Согласно этой документации, планировалась замена старых трамвайных путей на новые. Последний аукцион был назначен на 1 сентября, но 23 августа городская администрация его отменила. В это время в ее недрах родился некий новый план действий, истинные побудительные мотивы возникновения которого скрываются от общественности до сих пор. Центральным местом в этом плане неожиданно стал вопрос о демонтаже трамвайных путей.
Если первый аукцион по ремонту проспекта Гагарина был отменен из-за нарушений, то во втором просто не оказалось участников, такая же участь грозила и третьему аукциону. Почему? Неужели ни одна строительная организация не хотела получить контракт на 160 млн. рублей? Ответ прост: все контракты по капитальному ремонту городских дорог по юбилейным аукционам достаются всего одной строительной компании, причем на безальтернативной основе. По сомнительным основаниям от аукционов отстраняются все остальные дорожно-строительные компании. Набрав объем работ на 440 млн. рублей, которые нужно выполнить в очень сжатые сроки, единоличный получатель контрактов от городской администрации, по всей видимости, уже не в состоянии провести до конца года масштабный ремонт проспекта Гагарина – одной из главных магистралей города. Есть опасение, что именно по этой причине и понадобилось 23 августа отменить аукцион по ремонту проспекта Гагарина и декларировать его перенос на будущий год. Предлогом для этой вопиющей акции самоуправства и наплевательского отношения к интересам горожан и стала идея с демонтажем трамвайных путей на проспекте Гагарина.
Между тем, на капитальный ремонт проспекта Гагарина был выделен кредит из федерального бюджета. Эти деньги в результате безответственных действий Администрации г. Смоленска оказались невостребованными. На какие деньги будет вестись ремонт проспекта Гагарина в год 50-летия полета в космос Юрия Гагарина, непонятно.
10 сентября 2010 г. Общественный комитет по подготовке к празднованию 1150-летия Смоленска направил на имя Главы г. Смоленска А.Н. Данилюка письмо с вопросами по поводу отмены 3-го аукциона по капитальному ремонту пр. Гагарина. Мы спрашивали: что стало причиной отмены уже третьего за этот год аукциона по капитальному ремонту проспекта Гагарина; под какой процент получен бюджетный кредит из федерального бюджета, и в какую сумму обойдется бюджету города его неиспользование; планируется ли на будущий год капитальный ремонт проспекта Гагарина, и из каких средств он будет осуществляться? Ответы на эти вопросы нами до сих пор так и не получены.
Нужен ли трамвай Смоленску?
Трамвайная сеть является элементом общей системы пассажирских перевозок города. Она представляет собой автономную замкнутую сложную транспортную систему с функцией обеспечения максимального объема пассажирских перевозок при минимальных издержках. Как чрезмерное разрастание, так и чрезмерное упрощение этой сложной системы приводит к ее неработоспособности. До 2001 года структуру трамвайной системы Смоленска можно было считать оптимальной, что определялось наличием кольцевой линии, являвшейся связующим ядром всех периферийных линий.
Ликвидация линии на ул. Б.Советской в корне изменила трамвайную систему. Система осталась без внутренних дублирующих линий, лишилась конечной станции и разворотного кольца в центре города (Никольское кольцо) и потеряла самые доходные маршруты трамвая, что подорвало ее экономическую основу.
По сути, основу новой схемы трамвайной сети составила одна линия, петляющая через весь город от Киселевки до Ситников с тремя периферийными линиями небольшой длины с конечными станциями, примыкающими к ней (по Заводской зоне Поповки, по Рославльскому шоссе и по проспекту Гагарина). Но даже в таком виде трамвайная система Смоленска проявила свою живучесть.
Важнейшими компонентами, определяющими жизнеспособность трамвайной системы являются конечные станции – точки формирования маршрутов транспортного средства. Чем больше конечных станций, тем больше разнообразных маршрутов можно сгенерировать внутри системы, тем более востребованной и привлекательной становится система у ее пользователей. Периферийные линии с конечными станциями, даже небольшой протяженности, обеспечивают сохранение разветвленности трамвайной системы. Эта разветвленность, в свою очередь, помимо разнообразия маршрутов, обеспечивает возможность иметь на маршрутной схеме участки перекрытия разных маршрутов – пересадочные узлы для пассажиров внутри системы. Наличие этих участков перекрытия маршрутов (пересадочных узлов) – важнейший элемент стыкования пассажиропотоков и определяющий фактор экономической эффективности работы трамвайной системы: обусловливается привлекательность приобретения пассажирами проездных билетов и обеспечивается прямо пропорциональный рост выручки от продажи разовых билетов.
Трамвайная линия с конечной станцией на проспекте Гагарина являлась исходным базовым участком для формирования и стыковки двух самых протяженных маршрутов (1 и 3) из пяти. Эти маршруты были разнонаправленными, охватывали практически всю территорию города, имели участки перекрытия с остальными маршрутами и именно они, как бы кому-то это казалось незаметным, структурировали всю маршрутную схему. Последнее объясняется тем, что остальные три маршрута во многом дублировали друг друга: 7-й полностью совпадал со 2-м и являлся его продолжением, а 4-й на значительном своем протяжении повторял 7-й. По сути дела, ликвидация линии на Гагарина вдвое сокращает маршрутную сеть, что резко снижает привлекательность трамвая и влечет падение денежной выручки при его эксплуатации.
Фактически в городе остается одна линия. Обеспечить стабильную ее работу крайне проблематично. От парка до Ситников она лишена теперь пересадочных узлов. Упразднена и одна из немногих точек соприкосновения трамвайных и троллейбусных маршрутов на проспекте Гагарина. Резонно ожидать снижение спроса на проездные билеты «Трамвай-троллейбус» и просто «Трамвай».
Аргументация доводами о недостаточности пассажиропотока на этом участке несостоятельна, поскольку ее протяженность составляет лишь около 10% сформированных от него маршрутов, а предназначение этой линии и конечной станции в общей структуре трамвайной системы изложено выше.
Ликвидация этой линии с разворотным кольцом лишает трамвайную систему оперативного реагирования и обеспечения маневра в случае экстремальных ситуаций на бывших смежными с ней плечах трамвайной сети. Любое дорожное происшествие в зоне прохождения трамвайных путей от трамвайного парка до улицы Нахимова будет полностью прекращать движение трамваев во всем центре города. С соответствующими экономическими потерями.
Посмотрим на европейский опыт. Все страны Европы восстанавливают даже закрытые в 1970-х годах трамвайные системы, а троллейбусные системы, наоборот, закрывают из-за недостатков троллейбуса, как вида транспорта. По сути, троллейбус не имеет преимуществ ни перед трамваем, ни перед автобусом (кроме экологичности), но зато вбирает в себя все их недостатки.
Ликвидация электротранспорта способствует резкому росту загрязнения воздуха на городских магистралях выхлопными газами. Концентрация их на ул. Б. Советской, к примеру, в разы превышает предельно допустимые нормативы. Требования экологов постоянного мониторинга этого показателя и обеспечения его уровня на уровне, безопасном для здоровья людей, могли бы свести на нет оголтелое стремление заполнять центральные улицы автотранспортом и послужить стимулом для строительства, наконец, дублирующих обходных магистралей. По своим характеристикам трамвай значительно превосходит троллейбус, который планирует пустить по пр. Гагарина г. Лазарев:
1) Электробезопасность – при влажной погоде в изоляции троллейбуса возникают утечки тока, из-за которых пассажир, стоящий на земле и взявшийся рукой за поручень, может оказаться под напряжением 600 В. Трамвай же стоит на заземленных рельсах, поэтому такая ситуация исключена.
2) Высокая провозная способность – один стандартный 4-осный вагон трамвая по вместимости эквивалентен сочлененному автобусу или троллейбусу (с гармошкой). При использовании трамвайных поездов из нескольких вагонов или сочлененных трамваев-«гусениц» становится возможным еще больше повысить провозную способность, экономя при этом затраты труда водителей.
3) Экономичность. Трамвай как рельсовый транспорт имеет меньшее сопротивление движению, чем автомобильный шиннопневматический транспорт, поэтому он является более экономичным. Кроме того, потери электроэнергии в троллейбусных проводах выше, чем в трамвайном проводе и рельсовом пути, поскольку рельсовый путь имеет сечение как минимум в 100-150 раз большее, чем провод контактной сети, а электропроводность всего в 8-9 раз худшую, чем медь.
4) Трамвай лучше приспособлен к преодолению смоленских уклонов за счет распределенной тяги и магниторельсовых тормозов.
5) Трамвай является более перспективным транспортом с точки зрения организации его внеуличного движения, гарантирующего доставку пассажиров из точки А в точку Б за минимально возможное время: с минимальными затратами организуются обособленные трамвайные пути (ул. Тенишевой, Крупской, Нахимова, Багратиона, М. Еременко, Рыленкова), есть примеры организации частично и полностью подземных линий (Волгоград, Кривой Рог), трамвайных эстакад и т.д. Если же Смоленск перейдет на троллейбус, то это будет шаг назад.
6) Трамвай на путях, уложенных по СНиП «Трамвайные и троллейбусные линии» с применением бесстыкового пути и периодически шлифуемых с целью устранения коротковолнового износа, является бесшумным транспортом, не воздействующим на дороги. При этом срок службы пути превышает 25 лет. Заполненный троллейбус имеет массу порядка 20 т, при наличии двух осей создает осевую нагрузку на дорогу порядка 10 т на ось, что вызывает продавливание колеи в смоленских дорогах. Для сравнения: груженые фуры имеют нагрузку на ось не более 6-8 тонн, при этом почти на всех федеральных трассах действует ограничение 8 тонн на ось! Из-за троллейбуса приходится укладывать дороги по нормам для тяжелой техники и танков, что существенно удорожает строительство и реконструкцию дорог. Трамвай же воздействует на грунт через распределенную рельсошпальную решетку большой площади, давление на грунт минимально.
7) На узких улицах исторического центра трамвай намного лучше вписывается в движение, поскольку движется по обозначенной колее. Кроме того, интересен европейский опыт организации трамвайно-пешеходных зон на улицах исторического центра (в Смоленске желательно создать на улице Б. Советская).
8) Больший срок службы. В Смоленске не найти ни одного старого троллейбуса ЗиУ-9, не прошедшего капитально-восстановительный ремонт с заменой кузова, некоторые троллейбусы прошли подобный капремонт уже по несколько раз. После капитального ремонта трамваев КТМ-5, уже проработавших более 20 лет, сводящегося к ремонту ходовой части тележек, ход трамвая снова становится мягким и плавным, без вибраций.
9) Троллейбусные шины служат источником канцерогена – резиновой крошки, поэтому троллейбус не может считаться полностью экологическим транспортом.
Специфические особенности рельефа и планировки Смоленска – средневековой в исторической части – не позволяют легкомысленно относиться к рельсовому городскому транспорту. Весь автотранспорт должен перенаправляться на новые хордовые магистрали, не пересекающие центр города. Рельсовый транспорт – уникальная возможность обеспечения внутригородских коммуникаций в этих условиях. Это исторический опыт и повседневная практика городов Европы. Хочется видеть Смоленск европейским городом, а не замшелым захолустьем.
109-летний смоленский трамвай является не только общественным транспортным средством, но и одной из главных исторических достопримечательностей города. Это достояние города, а не его недостаток. Временное запустение коснулось не только трамвая, весь город обшарпан и запущен за последние годы, и это наглядная иллюстрация результативности работы «отцов города». Ухоженный трамвай везде любим и востребован горожанами. У приезжих и туристов он создает привлекательный, урбанистический образ города со своим собственным специфическим историчным укладом жизни, свойственным для очень немногих городов России, но для очень многих городов Европы. В этой связи странным выглядит стремление уничтожать трамвай, декларируя задачу превратить Смоленск в туристический центр.
Можно констатировать, что спонтанные решения руководства Администрации г. Смоленска, не вписывающиеся в правовое поле, провоцируют лишь ненужную напряженность, формируют обстановку подозрительности и закрепляют в сознании людей уверенность в коррумпированности и ангажированности власти. Никакой убедительной и аргументации по поводу уничтожения трамвайной линии на проспекте Гагарина общественность так и не услышала. Дилетантские суждения г. Лазарева, озвученные им на пресс-конференции 14 октября, о причинах демонтажа трамвайных путей по проспекту Гагарина и дальнейшей судьбе движения общественного транспорта по этой улице, ставят под большое сомнение его компетентность как руководителя Администрации Смоленска.
Молчание Главы г. Смоленска А.Н. Данилюка и депутатов Смоленского городского Совета по поводу скандального демонтажа трамвайных путей на проспекте Гагарина является, на наш взгляд, осознанным стремлением уйти от какой-либо ответственности за судьбу общественного транспорта в Смоленске, а значит и молчаливым согласием с решением К.Г. Лазарева. С правовой оценкой действий должностных лиц в этой ситуации, как мы надеемся, разберется прокуратура. Но есть же еще оценка и нравственная! Молчание народных избранников и Главы города в ситуации, затрагивающей жизненные интересы всего Смоленска, просто позорно!
Мягко говоря, странную позицию в этой ситуации занял губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев. Давая интервью журналисту Дмитрию Раичеву, он заявил, что выступает за реконструкцию проспекта Гагарина и замену трамвая на троллейбус, якобы это увеличит пропускную способность улиц. Более того, губернатор заявил, что у «нас есть соглашение с конструкторским бюро минского завода, которое готово разработать новую схему движения электротранспорта в Смоленске». Во-первых, непонятно вмешательство руководителя региона в компетенцию органов власти городского самоуправления. Во-вторых, обоснованность замены трамвая троллейбусом не выдерживает профессиональной критики, о чем уже подробно сказано выше. И самое главное, в ситуации с демонтажем трамвайных путей на проспекте Гагарина грубым образом попраны интересы жителей Смоленска. Именно на это должен был в первую очередь обратить внимание губернатор, на этом сделать акцент. В должной мере этого сделано не было.