Миссия радиоточки
diak_kuraev — 10.03.2023Ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал священников не вступать в политические дискуссии. Также он посоветовал интернет-зависимым православным священникам уйти из РПЦ. В свою очередь, замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил, что Андрей Кураев занимается «чем угодно, но не христианской миссией». Кураев отметил, что церковные вопросы можно и нужно обсуждать в интернете.
Кураев заявил, что одинаковое поведение священника на проповеди и в интернет-пространстве не найдет отклика у молодого поколения.
«Невозможно в интернете стоять на вершине проповеднической кафедры, смотреть на всех сверху вниз, поучать и вести к спасению. Все время думать о спасении чьих-то душ — прямой путь к шизофрении. Невозможно относиться к своему сыну все время как к будущему достойному гражданину Отечества даже тогда, когда вы просто хотите с ним поиграть или сопли вытереть. Равно как в отношениях с женой невозможно все время помнить о том, что вы вместе должны создавать образцовую ячейку общества, когда вы хотите начать с ней разговор или позаигрывать с ней. Если в семье появляется один праведник, все остальные становятся мучениками. Жизнь окружающих людей он очень быстро превратит в ад своей зацикленностью на одной идее и навязчивой назидательностью. Особенно чутко это чувствует молодая аудитория, которая сразу отвернется, если начать ее поучать», — отметил Кураев.
Собеседник НСН призвал не навязывать священникам общение в интернете, но и не препятствовать им.
«Лет пятнадцать-двадцать назад шла дискуссия о том, можно ли с детьми в школе говорить о религии. Я тогда сказал, что запрещать это не стоит. Вместе с тем попытка ввести массовое преподавание Закона Божия в школе приведет к катастрофе. Но если в школе есть педагог, которому это интересно, который талантливо это делает и пробуждает интерес детей, не следует ему мешать. Точно так же и со священниками в интернете. Если священник может талантливо и интересно вести блог — пожалуйста. Заставлять при этом никого не стоит. Основным критерием должна быть не цензура, а способности и талант человека», — подытожил протодиакон.
«Интернет существенно не отличается от обычной жизни. Люди ищут того, с кем им интересно, с кем они чувствуют себя в определенной безопасности и в общении с кем находят для себя некоторую пользу. Каждый день я получаю письменные свидетельства людей о том, что они остаются в какой-то степени в Церкви именно благодаря мне. Не следует думать, что люди смотрят на церковную жизнь только глазами Патриарха. У них есть и сомнения, и вопросы, и несогласие с официальной позицией. Было бы страшно, если бы все церковные люди шагали ровными колоннами. Но они видят, что можно быть православным человеком и клириком, при этом не проходить мимо проблем церковной жизни и обсуждать их, и напоминать какие-то евангельские банальности даже в тех случаях, когда это политически невыгодно. Нужно различать, где кривда официоза, а где правда Евангелия», — сказал он.
Собеседник НСН заявил, что Патриарху Кириллу трудно понять суть поведения людей в интернет-пространстве.
«Во-первых, Патриарх последовательно выступает против присутствия священников в соцсетях, не санкционированного им, и живых дискуссий в Церкви. Во-вторых, он в силу возраста и жизненных обстоятельств не понимает, что такое интернет и дискуссии в нем. Патриарх Кирилл слишком рано стал начальником, поэтому привык, что с ним никто не спорит. А интернет — достаточно свободное и во многом анонимное пространство», — добавил протодиакон.
Ранее Кураев в беседе с НСН заявил, что включение понятий «вера» и «жертвенность» в Стратегию нацбезопасности может привести к обратному эффекту.
***
При чем тут радиоточка?
А вы пробовали вести с ней диалог? Она просто вещает — даже если вы уже вышли из кухни. Это и есть наш патриарх и его сайты, напрочь лишенные опции обратной связи.
***
продолжение темы у иером. Александра Митрофанова
https://vk.com/video15199365_456241175
Поясню, что название моего поста это отсылка не ко мне, а к
старой декларации патриархии: "18-19 сентября 2014 года в
Николо-Угрешской духовной семинарии состоится межрегиональная
миссионерская конференция «Служение Святейшего Патриарха
Кирилла — как образец современного миссионера».
Конференция станет первой в череде региональных конференций,
которые проводит Синодальный миссионерский отдел в преддверии V
Всецерковного съезда епархиальных миссионеров (23-25 ноября 2014
года, Москва)". https://diak-kuraev.livejournal.com/685752.html
Если же «Слово пастыря» митр. Кирилла это образец успешной миссии, то почему архив этой передачи тех самых, до-патриарших лет, исчез из интернета?
***
А про сотериологическую обеспокоенностть - из моей книжки:
«В веках установилась догматическая шизофрения, противоречие нашей жизни и центрального убеждения нашего богословия.
Убеждение следующее: Церковь - Ноев ковчег. Кто не в ней - тот погиб. Чаша одна, Церковь одна, Крещение одно, путь спасения — только через Церковь, поэтому все люди, не состоящие во Вселенской Православной Церкви идут в погибель. Их путь — в геенну огненную («дети, оставленные без присмотра, будут съедены или проданы в рабство»).
А реальная жизнь православной церкви протекает так, словно мы все убеждены, что Господь нас всех любит и без нашего усилия спасет.
Если я умом и сердцем соглашаюсь с упомянутой догматикой, я должен, как минимум, поседеть.
Представьте, что я усвоил это всем сердцем и с этим убеждением вхожу в утреннюю электричку «Рязань-Москва». В лучшем случае 10% пассажиров — православно-верующие. Остальные, получается, едут по дороге с пунктом назначения «ад». Значит, я, как верующий, должен рвануть стоп-кран и оставшиеся 90% «отмиссионерить» так, чтобы те сразу попросили крещение.
Если мы всерьез верим именно так – то как мы можем не кричать, не заталкивать всех на этот ковчег? А мы мило улыбаемся нашим не-попутчикам…
Нам надлежало бы действовать так, как св. Григорий Великий. Он на рынке рабов увидел красивых мальчиков и решил, что они достойны спасения если не из рабства, то из ада:
«Говорят, что однажды в Рим прибыли некие торговцы и выставили на площади товар для продажи. В числе многих покупателей пришел туда и Григорий и среди товаров увидел продаваемых мальчиков соразмерного телосложения, с приятными чертами и красивыми волосами. Глядя на них, он, как говорят, спросил, из какой они области или страны, и получил ответ, что их привезли с острова Британия, где все жители похожи на них. Тогда он спросил, христиане ли они или до сих пор пребывают в заблуждениях язычества, и ему ответили, что они язычники. С исходящим из самого сердца вздохом он сказал: ”Как жаль, что создатель тьмы владеет людьми, столь светлыми ликом, и что души, облеченные такой внешней благостью, лишены благодати внутренней!” Спросив об имени их народа, он получил ответ, что они зовутся англами. “Добро, - сказал он, - ибо у них лица ангелов, и они достойны приобщиться к ангелам на небесах”. И он пошел к понтифику римского апостольского престола, ибо тогда он еще не был избран понтификом, и попросил отправить к англам в Британию проповедников Слова, дабы обратить их ко Христу» (Беда Достопочтенный. Церковная история народов англов 2,1).
Но у греков такая реакция была бы невозможна. Светловолосых они не любили: Для автора греческого Жития Андрея Юродивого враги это славяне и варяги, отчего он и приводит пророчество о последнем Царе, который "наложит десницу свою на море и укротит светловолосые народы".
Миссионерское равнодушие православных — константа. Если разговориться с почти любым из нас, в итоге вам скажут: «Господь мусульман такими создал, он с ними и разберется». Мы, в том числе и я, с неким непониманием относимся к юным «сысоевцам», которые следуют догматической логике, и считаем немногих наших сегодняшних уличных миссионеров-активистов чуть ли не сектантами.
И это многовековая шизофрения. Я не вижу миссионерско-спасительного зуда в предыдущих поколениях, не вижу пандемии бессонницы: православные лишаются сна от мысли, что наши соседи по планете еще не знают о Христе и тысячами погибают вот в эту самую ночь.
Миссионерски пассивный стиль жизни понятен только при условии, что мы «разрешили» Богу спасти не-христиан. Мол, Творец Сам знает, зачем Он их создал столь непохожими на нас и Сам с ними разберется, лишь бы люди они были хорошие… Спроси наших священников прямо, публично – «Тако веруете ли?» - и в ответ услышите анафему оригенистам (сторонникам всеобщего спасения). Но если судить не по словам, а по делам, то наша церковь столь же давно, сколь и незаметно обустроилась в благодушном практическом оригенизме.
|
</> |