мысли вслух

топ 100 блогов yudinkostik13.04.2011 послушал тут, по отзыву мысли вслух [info]cleofide, записи бетховенских фортепианных концертов в исполнении Артура Схондервуда (Arthur Schoonderwoerd)...

это "исторически информированный пианист" - учился у Иммерселя, играет на исторических инструментах... про Бетховена сейчас не буду излагать впечатления, а хочу сказать о Шопене, которого я слушал в его исполнении еще раньше и переслушал сегодня... после чего появились некоторые мысли...

мне кажется, что иногда все же "хиппари" слишком увлекаются книжными изысканиями и построением интерпретаций на основе этих изысканий... исполнение Схондервуда имхо это очень хорошо иллюстрирует... вот, например, три вальса Шопена в его исполнении...



а теперь послушаем, как играли пианисты, заставшие еще в живых Шопена и Листа... предлагаю записи небезызвестного Камиля Сен-Санса и Рауля Пуньо...

сначала Сен-Санс... просто, чтобы почувствовать общий стиль - как играл пианист-виртуоз 1835 года рождения:)





Сен-Санс на 25 лет моложе Шопена... конечно, можно предположить, что за это время кардинально сменился стиль исполнительства, но так ли это? значительная часть творчества Сен-Санса, как пианиста, прошла в годы, когда жил Лист и масса других пианистов-виртуозов - постарше, помоложе, сверстников... мне кажется весьма сомнительным, чтобы стиль игры в рамках одного-двух поколений менялся так уж кардинально... и действительно, если мы послушаем того же Пуньо, родившегося на 17 лет позже Сен-Санса или, допустим, Падеревского, который еще на 8 лет младше, а умер аж в 1941, то очевидно - нет принципиальной разницы в стиле исполнения... и очень сомневаюсь, что Лист, родившийся в 1811, играл как-то принципиально иначе...

однако, если мы слушаем Схондервуда, то видим, что эти традиции 19 века, которые явны в игре Сен-Санса, Пуньо, Падеревского или Грига (список имен можно значительно расширить), почему-то практически не нашли отражения в его "исторически информированных" исполнениях Шопена... например, если вальс называется "блестящим", так он и должен быть блестящим, виртуозным, "драйвовым" - что мы прекрасно слышим в таком, например, исполнении Пуньо:



вот еще "Колыбельная" Шопена:



но ничего подобного мы не слышим в исполнении Схондервуда... у меня вопрос - почему? почему я должен такому вымученному, рассудочному исполнению доверять больше, чем естественной кантилене, поэтическим всплескам и виртуозности Сен-Санса или Пуньо? при том, что интуитивно понятен и близок стиль этих мастеров, всецело подчиненный образному раскрытию аутентичной им музыки, и малопонятен стиль Схондервуда, подчиненный каким-то умозрительным штампам... я уж не говорю о чудесном "импрессионизме" Грига... везде у этих пианистов мы видим внимание к певучести и полнокровности тона, к тонкой педализации, к поэтичному рубато, индивидуальному у каждого музыканта... но где все это у Схондервуда?

при том, что Схондервуд - весьма приличный пианист, никаких нареканий к его профессионализму не возникает, а возникают именно к самой стилистике, которая, как я позволю себе предположить, гораздо дальше, на самом деле, от Шопена, нежели стилистика Пуньо или Сен-Санса...

далее, возникают и еще вопросы - если человек до такой степени игнорирует живые свидетельства, оставшиеся нам от той эпохи в звукозаписи (причем акустической - подчеркну, не на роликах Вельте-Миньон и им подобных!), строя свои интерпретации на основе умозрительных изысканий, то могу ли я доверять его Бетховену, Моцарту? а если он возьмется за Барокко?..

не знаю, не знаю...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то давно я не радовал вас рекламой, по-моему, настало время продаться рекламодателю. Очень хочется кушать. За день я съедаю одно яйцо, двести грамм овощей и один большой, ушастый пельмень, запиваю все это кофе. Этого мало для блогерского ...
Сначала был ролик с нашей доблестной полицией, до этого - климактические высказывания Кялян, теперь вот эта позорная история с Грануш Акопян. Знаете, страшно не то, что воруют. Везде воруют. Страшно то, что НИКТО не сидит на своем месте. Все места ...
ИЛИ О НЕПРОХОДИМОЙ ТУПОСТИ ИСКОННИКОВ. Тут провокатор и голубой лгунишка Углич размазывает по стенке Андрея за то, что, как "показалось" Угличу Андрей несколько завысил цыфирь человеческих потерь Советского Союза во Второй мировой войне. ...
Много улиц нашего города названо в честь коммунистов, чье прошлое не так уж и радужно и безупречно. Анархисты Николо Сакко и Барталамео Ванцетти, педофил (по одной из версий) Володарский, бесконечное число улиц Ленина, Клары Цеткин, Карла Маркса, Розы Люксембург, Желябова, Халтурина как в ...
"Я беременна, но муж скрыл тяжелое генетическое заболевание до свадьбы. Когда нашла его бумаги и попросила объяснений, он удивился, что не так? Сказал: «Это ведь мои проблемы, не твои». Заболевание сложное, передается по наследству. Получается, полноценных, здоровых детей от него не ...