мировая иерархия (индивидуально-субъективные заметки о массово-субъективном
tttkkk — 08.01.2022
Уже довольно давно собирался написать на интересную, хотя и
несколько скользкую тему, о которой я иногда говорил с теми
корейцами, которых я, с одной стороны, считаю компетентными
наблюдателями, а с другой – на откровенность которых могу
рассчитывать. Тема скользкая, и вдобавок, слабо верифицируемая –
хотя социологи и знают, как провести опрос на эту тему таким
образом, чтобы опрашиваемые, сами того и не заметив, сказали бы,
что они действительно думают (знаю, что такие способы у них имеются
– сам сталкивался). Более того, по теме, о которой пойдёт речь,
есть исследования – но не относящиеся к корейцам.
Речь идёт о том, как южные корейцы в своей массе и «в глубине души»
(=реально) относятся к жителям других стран. Надо сказать, что в
той или иной степени расизм или шовинизм, или, скажем осторожнее,
неравное и иерархическое отношение к иностранным культурам и их
носителям является, если уж быть честным, совершенно обычным
явлением и в современном мире - а в прошлом это был вообще
стандарт.
В же Корее (Южной и, ИМХО, в заметно большей степени – Северной)
иерархическое отношение к внешнему миру является особенно
распространённым. Связано это и сильным (хотя и ослабевающим на
Юге) влиянием этнического национализма, и с общекорейским – или,
если сказать точнее, общеконфуцианским – взглядом на мир, который
подразумевает, что абсолютно всё на свете устроено иерархично, что
везде есть «высшие» и «низшие», что никто никому не равен и равен
быть в принципе не может.
Итак, я поговорил, с надёжными южнокорейскими друзьями и коллегами,
подумал сам, и в итоге составил своего рода табель о рангах,
которую в ЖЖ и выкладываю.
Итак, субъективная иерархия наций, регионов, рас, народов и культур
и восприятии современного южнокорейца
Категория №1. Американцы и англичане, а также
австралийцы с новозеландцами – то есть выходцы из богатых и
развитых англоязычных стран Первого Мира. При этом существует
небольшая тонкость. «В глубине души» (везде мы говорим не о том,
что декларируется, а о том, как ситуация воспринимается
большинством, то есть сурковским «глубинным народом», и именно что
«в глубине души») корейцы ставят белых жителей «наций категории №1»
выше, чем тамошних жителей азиатского или африканского
происхождения – но разница при этом всё-таки невелика. Американский
негр (или, как сейчас принято говорить политкорректно,
«афроамериканец») всё-таки, как правило, тоже относится в массовом
южнокорейском восприятии именно к этой первой категории.
Категория №2. Жители богатых стран, не имеющие счастья
говорить по-английски, то есть на Мировом Языке, как на родном –
французы, немцы и прочие шведы.
Категория №2.5. Японцы, и до недавнего времени –
гонконгцы (не ясно, что будет с Гонконгом после событий последних
лет). «2,5» в первую очередь потому, что они всё-таки чуть ниже,
чем жители неанглоязычного Запада. Но разрыв этот, в общем,
невелик.
Категория №3. Собственно, сами южные корейцы. Именно: в
своих собственных глазах корейцы не занимают, скажем так, высшую
ступеньку в этой «табели о рангах» – ситуация, которая, как я
подозреваю, является необычной, но не то чтобы совсем уж
исключительной по мировым меркам. Явный (хотя и слабеющий)
этнический национализм южан вполне сочетается с некоторым
комплексом национальной неполноценности (тоже, кстати,
слабеющим).
Категория №4. Жители Восточной Европы, в том числе и
России, а также большинства стран СНГ, который в корейском
восприятии по-прежнему остаётся одной «большой Россией» (нравится
это «небратьям» или не нравится, но такова уж корейская
реальность). Туда же попадает и Южная Европа типа Греции с Италией
и прочего Кипра. Наконец, там же присутствует и Тайвань.
Далее, между категориями №1-№4 и категорией №5 и последующими,
как подчеркнул мой вчерашний собеседник, имеется очень большой
разрыв. Условно говоря, с Категории №1 по №4 идёт "первый сорт",
пусть и с оттенками, а вот с Категории №5 уже начинается
"второй сорт" ( с этим его субъективным замечанием я
субъективно согласен).
Категория №5. Это китайцы (речь идёт о китайцах именно
ханьского происхождения, то есть, условно говоря, «чистых» китайцах
– отношение к тем, кто явно маркирован как «китайское
нацменьшинство», в том числе и к этническим корейцам, несколько
хуже).
Категория №6. Жители стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам,
Таиланд и прочие Бирмы и Малайзии), а также жители бедных стран
Ближнего Востока, а также этнические корейцы Китая (чосончжок).
Категория №7. Жители Пакистана, стран Африки и беженцы
из Северной Кореи (да, последние в самом низу – не случайно, они
скрывают своё происхождение или выдают себя за корейцев Китая –
благо, диалект почти одинаковый).
Разумеется, никто во всём этом без особой нужды и бутылки
сочжу не признаётся. Разумеется, для некоторых отдельных
иностранцев, на почве личного знакомства, статуса, образования и
прочего могут делать исключения. Более того, чем моложе и чем
образованнее кореец, тем меньше всей этой вышеописанной иерархии
обычно сидит у него в голове (влияние Запада, который
воспринимается как образец для подражания, в том числе и в вопросах
анти-расизма и полит-корректности). Однако в целом всё описанное
выше, ИМХО, примерно отражает восприятие мира большинством …
Некоторые страны в списке не представлены (например, Южная
Америка), так как «глубинный народ» с ними никак не контактирует, и
об их существовании только в школе слышал. Ну и Северная Корея –
вопрос сложный, хотя, как мне субъективно кажется, она и её
население однозначно воспринимаются как располагающиеся ниже, чем
«правильные» корейцы, каковыми южане считают только себя. Однако
тут есть противоречие. С одной стороны, наличествует отношение к
северянам как к «бедным и страдающим братьям и сёстрам» (чаще –
интеллигенция, левые, националисты порадикальнее). С другой
стороны, распространено и восприятие их как «толпы
придурковатых и о чём-то вечно вопящих странных
нищебродов» (особенно среди южнокорейской молодёжи, в том числе и
образованной).
P.S. Прежде чем осуждать корейцев, советую подумать, не существует
ли таких же неназываемых, но вполне реальных иерархий в иных
культурах...